Уголовная ответственность за отмывание денег

В этой статье мы постарались раскрыть тему: "Уголовная ответственность за отмывание денег". Здесь собрана и структурирована вся информация о теме, что позволяет найти полный ответ на ваш вопрос. Но, если все же остались вопросы, то вы всегда можете их задать нашему дежурному юристу.

Ответственность за незаконные финансовые операции предлагается ужесточить

22 февраля 2013 г. Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект N 196666-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее — законопроект). Документ содержит поправки к ряду федеральных законов.

В частности, законопроект направлен на усиление контроля за оборотом денежных средств на территории РФ. Речь идет о контроле как со стороны госорганов, так и со стороны организаций, обязанных сообщать государству о движении денежных средств и финансовых инструментов (кредитные организации, участники рынка ценных бумаг, страховые компании и т.п.). Одним из элементов усиления контроля станет ужесточение уголовной и административной ответственности. В связи с этим предусмотрены изменения в уголовное и административное законодательство.

Уголовная ответственность за отмывание денежных средств

Разработчики законопроекта предлагают ужесточить уголовную ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных как лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1 УК РФ), так и другими лицами преступным путем (ст. 174 УК РФ).

Усиление такой ответственности будет проявляться в нескольких аспектах.

Во-первых, предлагается привлекать к уголовной ответственности за легализацию доходов, полученных от любых преступных деяний. Напомним, что в настоящее время, например, нельзя привлечь лицо к уголовной ответственности за отмывание денежных средств, полученных путем уклонения от уплаты таможенных платежей или налогов.

Во-вторых, ответственность за легализацию денежных средств, полученных лицом в результате совершения преступления при отсутствии квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 174.1 УК РФ), будет наступать независимо от размера суммы финансовой операции и иной сделки данного лица. В настоящее время основной состав указанного преступления предусмотрен только при совершении операций в крупном размере (свыше 6 млн руб.).

В-третьих, планируется значительно снизить значение «крупного размера» как квалифицирующего признака деяния: с суммы свыше 6 млн руб. до суммы свыше 600 тыс. руб. Согласно законопроекту легализация суммы денежных средств свыше 6 млн руб. становится самостоятельным квалифицирующим признаком — «особо крупный размер».

Усиление ответственности выразится и в расширении полномочий органов оперативно-розыскной деятельности по выявлению преступлений, связанных с отмыванием денежных средств. Так, по их запросу кредитные организации обязаны будут раскрывать информацию по операциям и счетам организаций, предпринимателей и физических лиц.

Уголовная и административная ответственность за нарушение требований валютного законодательства

Авторы законопроекта планируют существенно изменить условия привлечения к ответственности за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ). Новой редакции этой статьи предлагается дать название «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации иностранной валюты или валюты Российской Федерации».

Напомним, что действующая редакция предусматривает только ответственность руководителя организации за невозвращение из-за границы денежных средств, подлежащих перечислению на счета в уполномоченный банк в соответствии с российским законодательством. Квалифицирующие признаки в ст. 193 УК РФ не установлены.

Авторы законопроекта предлагают описать состав преступления, предусмотренного ст. 193 УК РФ, в соответствии с валютным законодательством (ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).

В частности, предлагается ввести следующие квалифицирующие признаки: особо крупный размер, использование заведомо подложного документа, использование фирм-однодневок и др. При этом в пять раз сократится размер суммы валюты, который признается крупным: более 6 млн руб. Сумма более 30 млн руб. будет признаваться особо крупным размером.

Законопроектом предусмотрены изменения в части административной ответственности за нарушение резидентами валютного законодательства. С одной стороны, предлагается дифференцировать ответственность за нарушение сроков представления отчетов о движении средств по банковским счетам (вкладам) за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами. Ответственность будет различаться в зависимости от продолжительности просрочки, как это предусмотрено сейчас за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций (ч. 6.1 — 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ).

А с другой стороны, будет установлена повышенная ответственность за повторное непредставление отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами.

Уголовная ответственность за перевод денежных средств за границу с использованием подложных документов

Отдельно предлагается выделить такой состав преступления, как перевод денежных средств на банковские счета одного или нескольких нерезидентов с представлением в кредитную организацию документов, содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, целях и назначении перевода. Максимальным наказанием в этом случае может стать лишение свободы до трех лет.

Квалифицирующие признаки данного преступления будут практически такие же, как и при нарушении правил репатриации денежных средств, за исключением использования подложного документа, который в данном случае будет основным элементом состава. Максимальным наказанием при наличии самых тяжких признаков (организованная группа и (или) особо крупный размер) может стать лишение свободы до десяти лет.

Уголовная и административная ответственность за контрабанду денежных средств

В законопроекте предлагается дополнить Уголовный кодекс РФ новым составом преступления — контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в крупном размере. Контрабандой будет называться незаконное перемещение средств через таможенную границу Таможенного союза.

Крупным размером будет признаваться двукратный размер суммы наличных денежных средств и (или) дорожных чеков, разрешенной таможенным законодательством к перемещению без письменного декларирования (равная или не превышающая в эквиваленте 10 тыс. долларов США), а особо крупным — пятикратный размер. При этом при определении размера денежных средств не учитывается та часть, которая не подлежит декларированию либо была задекларирована.

Данное преступление будет относиться к категории преступлений небольшой тяжести и не предусматривает лишения свободы в качестве наказания. Однако за совершение такого преступления предполагается установить в качестве одного из видов наказания высокие штрафы — от двух до трехкратного значения суммы незаконных денежных средств либо в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до двух лет. При наличии квалифицирующих признаков (особо крупный размер и (или) группа лиц) наказание будет еще выше: от 10- до 15-кратного значения суммы незаконно перемещенных денежных средств (стоимости денежных инструментов), в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до трех лет.

Читайте так же:  Обязательно ли клеить восклицательный знак начинающему водителю

Также предлагается повысить административные штрафы за незаконное перемещение денежных средств или ценных бумаг (ст. 16.4 КоАП РФ). Вместо нынешних штрафов от 1000 до 2500 руб. предлагается ввести штрафы в размере от двукратной до трехкратной незадекларированной суммы валюты (стоимости ценных бумаг).

Незаконная обналичка денежных средств юридическими лицами

В понятии обналичивание денежных средств нет ничего криминального, так называют любые действия по переводу виртуальных денег или денег с банковской карточки в наличные. А вот схожее понятие «обналичка денег» несёт в себе другой смысл. Оно предполагает обналичивание денежных средств, принадлежащих фирме или ИП, с преступной целью. Это понятие появилось в стране в 90-е годы, когда преступникам необходимо было легализовать незаконно полученные средства.

[1]

Как правило целью обналички является уход от налогообложения денежной суммы, снимаемой со счёта. Однако встречаются и другие мотивы таких действий, например, если фирме выделены целевые средства, а она хочет потратить их на другие цели.

Схемы обналички

Существует огромное множество схем и их число постоянно увеличивается, самые популярные из них это:

  • Заключение фиктивной сделки с фирмой-однодневкой. После получения денег по фиктивному договору такая фирма закрывается.
  • Пользование услугами недобросовестных коммерческих банков.
  • Перевод средств на депозит физического лица в банке.
  • Заключение сделок с использованием «материнского капитала».

Подробнее схемы обналичивания денег мы рассмотрим в статье здесь

Ответственность за обналичку

Отдельной статьи УК РФ за обналичивание денежных средств не существует, вместе с тем такие действия в зависимости от конкретной схемы обналички можно отнести к следующим составам преступлений.

Уклонение от уплаты налогов

Для граждан ответственность наступает по ст.198 . Санкция ч.1 ст.198 предусматривает ряд наказаний, начиная от штрафа в 100 000 рублей, заканчивая тюремным заключением до 1 года. Ч.2 применяется если сумма налогов, неуплаченных лицом, составляет особо крупный размер. Максимальное наказание по ч.2 ст.198 – 3 года тюремного заключения. Если обналичивание происходило с использованием юридического лица, отвечать придётся по ст.199 (штраф от 100 000 рублей, принудительные работы, арест, лишение свободы до 2 лет по первой части и лишение свободы до 6 лет со штрафом по второй части ).

Подделка документов – ст.327 УК

Эта статья содержит 3 части. Первая предусматривает ответственность непосредственно за изготовление поддельной документации (ограничение свободы, арест, принудительные работы или лишение свободы до 2 лет). Вторая часть предполагает подделку документа с целью скрыть другое преступление (касательно рассматриваемой темы таким преступлением может быть, например, уклонение от уплаты налогов) – принудительные работы или лишение свободы до 4 лет. И 3 часть предусматривает ответственность уже за пользование заведомо поддельным документом – максимальное наказание арест до 6 месяцев.

Проблемы квалификации легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем

Дата публикации: 30.07.2018 2018-07-30

Статья просмотрена: 1349 раз

Библиографическое описание:

Страмилова Т. П., Лисичников Д. Н. Проблемы квалификации легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем // Молодой ученый. — 2018. — №30. — С. 139-142. — URL https://moluch.ru/archive/216/52170/ (дата обращения: 05.09.2019).

Статья посвящена проблемам квалификации преступлений, предусмотренных статьями 174, 174.1 Уголовного кодекса РФ.

Ключевые слова: легализация (отмывание) денежных средств, имущество, денежные средства, объект преступлений.

Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, добытых преступным путем, создает основу теневой экономики, причиняет вред экономической безопасности и финансовой стабильности государства, затрудняет раскрытие и расследование преступлений, обеспечивает возможность преступным группам (организациям) финансировать и осуществлять свою противоправную, в том числе террористическую, деятельность [2].

Правоохранительными органами уделяется большое внимание выявлению фактов легализации доходов, полученных преступным путём, но вместе с тем возникают и определенные трудности при квалификации преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК РФ.

Одна из проблем связана с тем, что перед правоприменителями встает вопрос: возможно ли возбуждение уголовного дела за предусмотренные ст. 174 и ст. 174.1 УК РФ деяния в отсутствии возбужденного уголовного дела, или обвинительного приговора по делу о преступлении, в результате которого приобретено имущество, ставшее затем предметом легализации.

Одни авторы в данном вопросе, основываясь на ч. 1 ст. 49 Конституции РФ, придерживаются позиции, что установить путь приобретения денежных средств или иного имущества можно лишь на основании вступившего в законную силу приговора суда по первоначальному преступлению, в результате совершения которого денежные средства или иное имущество были получены, в частности В. М. Алиев и И. Л. Третьяков отмечают, что необходимо достаточно точно установить такой признак состава преступления, предусмотренного ст. 174.1 УК РФ, как вина в первичном преступлении, подтвержденный приговором суда [3].

Другие считают, что основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Поэтому предлагают легализацию денежных средств или иного имущества считать преступной не с момента вступления в законную силу приговора в отношении лица, совершившего первоначальное преступление, а с момента, когда правоохранительным органом будут получены данные, указывающие на наличие в действиях лица признаков состава преступления [4].

Таким образом, для установления факта легализации денежных средств или иного имущества, приобретенного в результате совершения преступления, необходимо признать факт совершения деяния, попадающего под признаки преступления, предусмотренного особенной частью УК РФ, в результате которого были получены денежные средства или иное имущество, которые были легализованы.

Поэтому в целях четкого понимания и недопущения двойственности толкования необходимо внести изменения в формулировки диспозиции статей 174 и 174.1 УК РФ. В частности, изменить «Совершение финансовых операций и других сделок» на «Совершение одной или нескольких финансовых операций и других сделок».

Еще одной проблемой правильной квалификации рассматриваемого преступления является проблема определения специальной цели, которая заключается в придании правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем либо в результате совершения преступления. Специальная цель в рассматриваемом случае является криминообразующим признаком и в случае ее отсутствия не будет состава преступления.

Читайте так же:  Наказание за парковку на газоне в москве и регионах

В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2015 г. № 32 в каждом конкретном случае необходимо с учетом всех обстоятельств дела установить, что лицо заведомо совершило финансовую операцию или сделку с целью придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.

Таким образом, полагается, что само по себе совершение действий, направленных на получение возможности для легального владения, пользования и распоряжения имуществом, полученным преступным путем не означает наличие цели придать правомерный вид владению, пользованию и распоряжению данными денежными средствами (иным имуществом).

Чаще всего сделки с имуществом, добытым преступным путем совершаются в иных целях, а не для того чтобы придать правомерный вид владению, пользованию или распоряжению незаконно полученным имуществом, это обусловливается тем, что обязанность объяснять источники происхождения имущества возложена только на государственных и муниципальных служащих, поэтому остальным категориям граждан, в случае получения ими денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем, нет нужды придавать им легальный характер. В случае же если указанная цель наличествует, доказать тот факт, что лицо действовало именно с целью придания правомерного вида, владению, пользованию и распоряжению денежными средствами и иным имуществом зачастую очень сложно.

Приведенные статистические данные также свидетельствуют и о высоком уровне латентности данных преступлений, что связано со скрытостью субъектов и конечных бенефициаров их совершения, а также областью совершения — преступления в экономической сфере представляют большую сложность для расследования в отличие от общеуголовных преступлений. Учитывая статистические данные, а также результаты исследований международных организаций, представляется, что реальная величина легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем в России гораздо выше отраженной в официальной статистике.

Статья 174. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем

1. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года.

2. То же деяние, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) лицом с использованием своего служебного положения, —

наказываются принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

4. Деяния, предусмотренные частью первой или третьей настоящей статьи, совершенные:

а) организованной группой;

б) в особо крупном размере, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Примечание. Финансовыми операциями и другими сделками с денежными средствами или иным имуществом, совершенными в крупном размере, в настоящей статье и статье 174.1 настоящего Кодекса признаются финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, совершенные на сумму, превышающую один миллион пятьсот тысяч рублей, а в особо крупном размере — шесть миллионов рублей.

Комментарий к Ст. 174 УК РФ

1. Содержание ряда признаков состава данного преступления, равно как и состава преступления, предусмотренного ст. 174.1 УК, раскрыто в Постановлении Пленума ВС РФ от 18.11.2004 N 23 (см. коммент. к ст. 171).

2. Понятие имущества содержится в ст. 128 ГК. К нему, в частности, относятся как вещи, деньги, ценные бумаги, так и имущественные права. Предметом преступления могут быть и денежные средства, находящиеся на банковском счете, и бездокументарные ценные бумаги, и предприятие как имущественный комплекс, и т.д.

3. Имущество, о котором идет речь в комментируемой статье, должно быть приобретено только преступным путем. Исключения, установленные в ч. 1 ст. 174 УК, обоснованы, поскольку в результате неуплаты налогов и т.д. незаконно удержанные средства не становятся преступно приобретенными.

4. При постановлении обвинительного приговора по комментируемой статье или ст. 174.1 УК судом должен быть установлен факт получения лицом денежных средств или иного имущества, заведомо добытых преступным путем либо в результате совершения преступления. Не требуется, чтобы к моменту привлечения к уголовной ответственности за преступление, предусмотренное комментируемой статьей (т.е. к моменту вынесения приговора), преступность деяния, в результате которого получено легализуемое имущество, была установлена приговором. Таким образом, уголовная ответственность за легализацию может наступить и в случае, например, совершения сделок по легализации имущества, которое заведомо для легализатора добыто преступным путем лицами, к уголовной ответственности не привлеченными ввиду истечения сроков давности преследования либо ввиду неустановления этих лиц .
———————————
См.: Определение Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ от 13.06.2006 N 5-о06-23.

Читайте так же:  Форма и порядок совершения завещания

5. Понятие сделки содержится в ст. 153 ГК. Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. То же определение использовано и в ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в ред. от 03.12.2012) .
———————————
СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3418; 2002. N 30. Ст. 3029; 2002. N 44. Ст. 4296; 2004. N 31. Ст. 3224; 2005. N 47. Ст. 4828; 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3446, 3452; 2007. N 16. Ст. 1831; N 31. Ст. 3993, 4011; N 49. Ст. 6036; 2009. N 23. Ст. 2776; N 29. Ст. 3600; N 31. Ст. 4166; 2011. N 27. Ст. 3873; N 46. Ст. 6406; 2012. N 30. Ст. 4172; РГ. 2012. N 283.

6. Под финансовыми операциями и другими сделками, указанными в комментируемой статье, следует понимать действия с денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом (независимо от формы и способов их осуществления, например, договор займа или кредита, банковский вклад, обращение с деньгами и управление ими в задействованном хозяйственном проекте), направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав или обязанностей. К сделкам с имуществом или денежными средствами может относиться, например, дарение или наследование. При этом по смыслу закона ответственность по комментируемой статье наступает и в тех случаях, когда виновным лицом совершена лишь одна финансовая операция или одна сделка с приобретенными преступным путем денежными средствами или имуществом.

7. Сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна (п. 1 ст. 169 ГК), т.е. недействительна независимо от признания ее таковой судом (п. 1 ст. 166 ГК), и потому не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (п. 1 ст. 167 ГК). Однако и ничтожная сделка отвечает понятию сделки, поэтому момент окончания преступления не связан с фактическим установлением, изменением или прекращением гражданских прав и обязанностей, а определяется собственно совершением действий по легализации преступно приобретенного имущества.

8. Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, может быть продолжаемым. Для соответствующей оценки неважно, что действия, направленные на легализацию, могут иметь разные гражданско-правовые основания. Важно, что такие действия тождественны друг другу в уголовно-правовом смысле, т.е. все они соответствуют понятию сделки (пусть, по определению, и являющейся ничтожной) как признаку преступления и охвачены единым умыслом лица.

9. Субъективная сторона — прямой умысел. Лицу, совершившему финансовые операции и другие сделки, должно быть достоверно известно, что денежные средства или иное имущество приобретены другими лицами преступным путем. Знание о преступном характере приобретения имущества не означает, однако, что лицу, легализующему это имущество, должно быть достоверно известны все обстоятельства его преступного приобретения .
———————————
Практика прокурорского надзора при рассмотрении судами уголовных дел: Сб. док. М., 1987. С. 436. Пленум ВС СССР, отменив постановления Президиума ВС РСФСР по делу Троянского, указал, что ст. 208 УК РСФСР 1960 г. (ст. 175 УК) не требует обязательной осведомленности виновного о том, каким именно преступным путем добыто приобретенное им имущество: важно, чтобы он осознавал, что приобретаемое имущество добыто преступным путем. В том же решении Пленум сослался на обстоятельства, в том числе обстановку приобретения имущества, способ его хранения и др., которые могут свидетельствовать об осведомленности лица, обвиняемого по ст. 208 УК РСФСР, о преступном характере приобретения имущества. См. также: Определение ВС РФ от 09.10.2003 N 55-о03-6 // БВС РФ. 2004. N 7.

10. В комментируемой статье содержится указание на цель легализации, при отсутствии которой действия состава данного преступления не образуют. В судебной практике сам по себе факт использования преступно полученных средств (например, похищенного либо принятого за проданные наркотические средства) при оплате товаров, как правило, не признается действиями, направленными на достижение указанной цели. Суды признают наличие такой цели в действиях лица, которое, например, преступно полученные средства размещает на банковском счете еще до введения их в легальный оборот путем оплаты товаров или которое еще до совершения сделки с преступно приобретенными средствами совершает действия по приданию этим средствам вида законного дохода. Согласно позиции, высказанной ВС РФ по ряду дел, к легализации относятся такие предусмотренные ст. ст. 174 и 174.1 УК действия, которые совершаются таким образом, чтобы источники этих доходов казались законными, а равно действия, направленные на сокрытие незаконного происхождения таких доходов .
———————————
См.: Обзор надзорной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за 2008 г. // БВС РФ. 2009. N 8.

11. Субъект преступления — специальный, поскольку законодатель исключил из этого перечня тех, кто сам приобрел имущество преступным путем. К числу субъектов следует отнести тех лиц, которые непосредственно, в том числе от имени юридического лица, используют приобретенное другими преступным путем имущество, совершают с ним сделки, в том числе финансовые операции.

12. Согласно примеч. к комментируемой статье финансовыми операциями и другими сделками с денежными средствами или иным имуществом, совершенными в крупном размере, в этой статье, а также в ст. 174.1 УК признаются финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, совершенные на сумму, превышающую 1 млн. руб. При совершении продолжаемого преступления крупный размер исчисляют исходя из размера всех входящих в объективную сторону преступления сделок по легализации.

13. Если лицу, умысел которого был направлен на совершение преступления, предусмотренного комментируемой статьей, в крупном размере, удалось по независящим от него обстоятельствам совершить только несколько охваченных единым умыслом сделок по легализации, не образующих, однако, преступление в крупном размере, содеянное должно квалифицироваться как покушение на совершение соответствующего преступления в крупном размере.

14. О понятии группы лиц по предварительному сговору см. коммент. к ст. 35. Поскольку субъект преступления — специальный, лица, которые сами преступно приобрели легализуемое имущество и участвующие в совершении комментируемого преступления, в силу ч. 4 ст. 34 УК могут нести ответственность по комментируемой статье в качестве его организатора, подстрекателя либо пособника.

Читайте так же:  Как заключить договор найма квартиры между физическими лицами

15. Под лицами, использующими свое служебное положение, следует понимать должностных лиц, служащих, а также лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях. Использование служебного положения состоит в применении при совершении преступления особых возможностей, которыми указанные лица обладают именно в соответствующем качестве, т.е. как представители власти, лица, наделенные организационно-распорядительными либо административно-хозяйственными функциями в государственных и муниципальных органах и учреждениях, коммерческих и иных организациях, и т.д.

16. О понятии организованной группы см. коммент. к ст. 35. В состав организованной группы могут входить и лица, не отвечающие признакам специального субъекта. В этом случае квалификация их действий по ст. 33 не требуется.

17. Если преступление совершено не в крупном размере, предусмотренные в ч. ч. 3 и 4 комментируемой статьи квалифицирующие обстоятельства виновному вменены быть не могут.

18. Сбыт имущества, которое было получено в результате совершения преступления (например, хищения) иными лицами, не образует состава преступления, предусмотренного комментируемой статьей, если такому имуществу не придается видимость правомерно приобретенного. Указанные действия могут содержать признаки состава преступления, предусматривающего ответственность за хищение (в форме пособничества), либо состава преступления, предусмотренного ст. 175 УК.

19. Отношения собственности не являются дополнительным объектом, охраняемым нормой об ответственности за легализацию, поэтому если лицо, преследуя названную комментируемой статьей цель, совершает сделку с имуществом, похищенным иными лицами, во исполнение заранее данного им обещания, содеянное требует квалификации по совокупности преступления, предусмотренного комментируемой статьей, и соучастия в хищении.

Ужесточены санкции за нелегальные денежные операции

Для борьбы с вывозом капитала за рубеж, обналичиванием и другими инструментами незаконного оборота денег законодатели увеличили санкции за совершение подобных преступлений. В Уголовном кодексе появились и новые нормы, например контрабанда денег или денежных инструментов.

Новые возможности результатов ОРД
Наряду с изложенным расширяются возможности использования результатов оперативно-разыскной деятельности. Ранее в силу, в основном скрытого характера, ее осуществления только по признакам совершенного преступления. Контролирующие органы в лице, например, налоговой службы не могли пользоваться наработками, получаемыми в результате проведения оперативно-разыскных мероприятий. Новеллы закона «Об оперативно-разыскной деятельности» 3 позволяют налоговым инспекторам использовать результаты ОРД при реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц.

Бенефициаров выведут из тени
Также коснусь и еще одной новеллы, на это раз закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» 4 , в который введено понятие «бенефициарного владельца». Таковым считается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Клиенты организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, будут обязаны предоставлять этим организациям информацию о своих бенефициарах. Очевидно, что для реализации данной нормы на практике банковское сообщество должно понимать механизм и критерии сбора такой информации.

Сноски:
1 Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596
2 Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ
3 Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ
4 Федеральный закон от 07.08.2011 № 115-ФЗ

Ответственность за легализацию преступных доходов

Легализация (отмывание) доходов – это наделение правовым статусом средств, которые получены заведомо преступным путем. Легализация предполагает сознательные средства и сложную многоэтапную процедуру. Отмывание производится различными способами. Легализация – это крайне негативное явление, которое ведет к росту преступности. Это одна из составляющих террористической деятельности.

Предмет легализации

Предметом отмывания являются средства, добытые заведомо преступным путем. Это могут быть деньги, полученные следующим образом:

  • Торговля наркотическими веществами.
  • Финансовые махинации.
  • Регистрация компаний-однодневок.
  • Незаконная торговля оружием.

Точное определение дохода, добытого преступным путем, содержится в статье 3 ФЗ №115 от 07.08.2001 г. Это средства, приобретенные в результате совершения преступления. Незаконные действия могут быть самыми различными. Однако закон исключает из этого перечня следующие преступления:

  1. Статья 193 УК РФ. Игнорирование обязанностей по репатриации денег.
  2. Статья 194 УК РФ. Игнорирование уплаты таможенных взносов.
  3. Статья 198 УК РФ. Игнорирование уплаты налогов и страховых взносов.
  4. Статья 199 УК РФ. Уклонение от налоговых сборов.

ВАЖНО! Под доходом понимаются средства, добытые в результате какой-либо деятельности (в данном случае преступной). Ряд операций для приобретения денежных средств подлежит обязательной проверке на предмет причастности террористической деятельности, экстремистским объединениям. Перечень операций, которые подлежат уходу, изложен в статье 6 ФЗ №115.

[2]

Цели отмывания средств

Легализация средств, полученных преступным путем, производится со следующими целями:

  • Сокрытие источников и характеров происхождения средств.
  • Формирование видимости легальности имеющихся доходов.
  • Сокрытие лиц, которые являются владельцами нелегальных доходов и занимаются их отмыванием.
  • Уклонение от перечисления налогов.
  • Формирование беспрепятственного доступа к деньгам.
  • Формирование условий для безопасного использования средств.
  • Создание возможности для свободного инвестирования в законный бизнес.

Отмывание средств – характерный признак деятельности преступных объединений.

ТОП-10 способов отмывания средств

Выделяются следующие способы отмывания доходов, добытых преступным путем:

Это лишь малый перечень способов отмывания средств. Для обхода закона создаются все новые и новые схемы. Новые методы сложнее отследить.

[3]

Характерные особенности сделок для отмывания средств

Сделки для легализации преступных средств отличаются следующими признаками:

  1. Счет покупателя и продавца зарегистрирован в одном банковском учреждении.
  2. Все операции произведены в течение одного дня.
  3. Оформление сопутствующей документации в один день.
  4. Оплата продукции была проведена со счета в банковском учреждении, являющемся резидентом.
  5. Предметом сделки является товар, популярный у налоговых махинаторов. Это оптика, программное обеспечение и прочее.
  6. Просьба о возмещении НДС фирмой, партнером которой является компания с неизвестным местоположением.

В сделках могут использоваться как заемные средства, так и собственные деньги.

Ответственность за отмывание

Деятельность, связанная с отмыванием средств, регулируется такими нормативными актами, как:

  1. Статья 174 УК РФ. Легализация средств, полученных в результате преступной деятельности. Предполагает отмывание денег, полученных другими лицами. Предполагает ответственность в форме 7 лет тюремного заключения.
  2. Статья 174.1 УК РФ. Легализация собственных средств, полученных в результате незаконной деятельности.
Читайте так же:  Как и где забронировать билеты на самолет без оплаты для визы

Прочие нормативные акты, предупреждающие отмывание средств:

  1. Конвенция об отмывании средств, подписанная в Страсбурге в 1990 году.
  2. ФЗ от 28 мая 2001 года №62.
  3. Постановление Пленума ВС от 18.07.2004 года.
  4. ФЗ от 07.08.2001 г. №115, на основе которого был создан соответствующий раздел в УК РФ.

Из нормативных актов становится очевидно, что ответственность полагается за отмывание как собственных, так и чужих средств, полученных в результате преступной деятельности.

Судебная практика

Судебная практика относительно применения статьи 174 УК РФ противоречива. При буквальной интерпретации закона часто наблюдается избыточное использование статьи. Как правило, суды не учитывают цель использования средств. То есть нормативный акт используют и в том случае, если не доказано направление средств именно на легализацию. Обычно ответственность за отмывание вменяется вместе со статьями о краже, мошенничестве, присвоении средств, незаконном получении кредита, сбыте наркотиков. Однако по закону легализация – это именно комплекс мероприятий, направленных на придание средствам правового статуса.

Ответственность за отмывание и легализацию денежных средств

Отмывание денег – легализация незаконно добытых денег с целью иметь возможность свободно пользоваться средствами.

Обычные доходы физических и юридических лиц проходят через налоговую инспекцию. В ФНС предоставляется отчет о том, откуда появились средства и даже частично на что они были потрачены. Если деньги были получены преступником незаконным способом, он не сможет указать настоящий источник дохода, поэтому прежде чем тратить деньги, ему надо их «отмыть» — создать видимость того, что средства были получены законным путем.

Способы отмывки денег

Физические лица часто получают небольшой доход, с которого не платят налог. Однако правоохранительные органы и налоговая инспекция обращает внимание лишь на беспричинное появление у физического лица внушительного состояния, поскольку такие деньги всегда добываются незаконным путем (разбоем, грабежом, мошенничеством и т.д.). Законно же полученные средства можно всегда подтвердить соответствующими документами. Цель мошенника – получить такие документы на средства, добытые незаконным путем.

Наиболее распространенные способы легализации денежных средств, полученных преступным путем, для физического лица следующие:

  1. Оформить средства официально как выигрыш в казино.
  2. Перевести средства в офшоры, а затем легализировать их как доход с приобретения очень выгодных акций.
  3. Разделить капитал на не привлекающие внимание суммы и перечислить их на банковские карты множества доверенных лиц.

Юридические же и должностные лица, которые имеют возможность «прикарманить» денег из бюджета организации часто пользуются возможностью заключить договор с подставными организациями. Подставные организации оказывают несуществующие услуги и берут за это необходимую должностному лицу плату. Операция производится официально с оформлением всех необходимых документов. Затем со счета подставной организации средства переводиться на счет должностного лица, заказавшего отмывку.

Подробнее о схемах обналичивания денег мы расскажем в отдельной статье https://lexconsult.online/7093-shemy-obnalichivaniya-denezhnyh-sredstv

Все указанные схемы общеизвестны и в большей или меньшей степени такие незаконные операции отслеживаются правоохранительными органами. Но из-за привлечения иностранных банков и компаний, доказать вину правонарушителя бывает нелегко.

Уголовная ответственность по статьям 174 УК РФ и 174.1 УК РФ

  1. За преступление средней тяжести предусмотрен штраф в размере до 120 тысяч рублей либо суммы заработных плат за 12-месячнысный период, либо суммы прочих доходов за 1 год.
  2. За преступление, совершенное в особо крупном размере наказывается мерами от штрафа в размере от 12 до 24 заработных плат, до лишения свободы на срок до двух лет со штрафом до 50 тысяч рублей или без штрафа.
  3. За преступление, совершенное группой лиц или должностным лицом – меры наказания от лишения права заниматься предыдущим видом деятельности до 3 лет и штрафа размером до 500 тысяч до лишения свободы на срок до 5 лет или комбинация нескольких мер наказания.
  4. За преступление, совершенное организованной группой, а также группой лиц или должностным лицом в особо крупном размере предусмотрены меры наказания от принудительных работ на срок до 5 лет или штрафа размером до 1 миллиона рублей до лишения свободы на срок до 7 лет. Также методы наказания могут комбинироваться.

Доход, полученный с отмывания денежных средств при этом будет по возможности конфискован в пользу государства.

Как происходит отмывание денег и как налоговая выявляет схемы обналички денег — смотрите в видео:

Примеры из судебной практики

Безосновательные обвинения в отмывании денег выдвигаются редко, а истца, который мог бы забрать заявление в таких делах часто нет. Поэтому преступники, преступная деятельность которых была рассекречена, всегда несут уголовную ответственность за свои злодеяния. Такая закономерность характерна для преступлений любой степени тяжести.

Рассмотрим примеры из судебной практики:

Ответчик согласился на просьбу своего друга за некоторое вознаграждение «отмыть» деньги, которые последний заработал от продажи наркотических веществ. Ответчик приобрел на средства планшет, затем перепродал его, а деньги вернул другу. Преступные действия были обнаружены и ответчик понес наказание согласно п.1 статьи 174 УК РФ .

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Участники организованной группы для помощи бизнесменам в отклонении от уплаты налогов создавали ряд фиктивных организаций и за свои услуги получали определенное вознаграждение. После выявление преступления сотрудниками правоохранительных органов преступно полученные денежные средства, а также имущество, предположительно приобретенное на такие средства (недвижимость и автомобили) были конфискованы, а для самих преступников было назначено уголовное наказание в соответствии п. 4 статьи 174 УК РФ .

Источники


  1. Правоведение. Шпаргалка. — Москва: ИЛ, 2014. — 892 c.

  2. CD-ROM. Юридические науки. Диск 2. Шпаргалки для студентов. — Москва: РГГУ, 2013. — 418 c.

  3. Астахов, Павел Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.
Уголовная ответственность за отмывание денег
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here