Средний размер пенсий на территории российской федерации

В этой статье мы постарались раскрыть тему: "Средний размер пенсий на территории российской федерации". Здесь собрана и структурирована вся информация о теме, что позволяет найти полный ответ на ваш вопрос. Но, если все же остались вопросы, то вы всегда можете их задать нашему дежурному юристу.

Средний размер пенсий на территории Российской Федерации

№ 443 — 444
15 — 28 ноября 2010

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

Средний размер назначенных пенсий растет, но в реальном выражении он лишь поднялся до уровня 1990 года, а в некоторых регионах России едва превышает величину установленного прожиточного минимума

В соответствии с российским законодательством, средства на выплату пенсий аккумулирует Пенсионный фонд Российской Федерации. Объемы поступления страховых взносов и налоговых платежей увеличиваются год от года и в 2003-2009 годах они устойчиво превышали суммы произведенных за счет фонда расходов (рис. 15).

В 2009 году объем поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов и налоговых платежей превысил 3222 миллиарда рублей, что больше, по сравнению с предыдущим 2008 годом, на 18%. Общий объем поступлений достиг 8,2% от валового внутреннего продукта (ВВП), тогда как в предшествовавшие годы он лишь немногим превышал 6% ВВП (6,6% в 2008 году, 5,9% в 2007 году, 6,1% в 2006 году).

В том же 2009 году фондом было израсходовано 3009 миллиардов рублей (на 27,6% больше, чем в 2008 году), в том числе на финансирование выплат населению пенсий и пособий — 2609 миллиардов рублей (на 26,8% больше, чем в 2008 году), на осуществление ежемесячной денежной выплаты — 264 миллиарда рублей (на 13,1% больше). Доля средств, израсходованных на эти виды выплат, составила, соответственно, 7,7%, 6,7 и 0,7% от объема ВВП.

Рисунок 15. Поступление и расходование средств Пенсионного фонда Российской Федерации, 1992-2009 годы, млрд.* рублей

Средний размер назначенных пенсий 6 всех пенсионеров в среднем за 2009 год составил 5191,1 рубля и увеличился по сравнению с 2008 годом на 23,6%. В сентябре 2010 года средний размер назначенных месячных пенсий 7 возрос, по предварительным данным, до 7604 рублей, что больше по сравнению с сентябрем 2010 года на 40,5% (5412 рубля).

Помимо государственного пенсионного обеспечения граждан в Российской Федерации развивается негосударственное пенсионное обеспечение 8 . В 2009 году в стране насчитывалось 165 негосударственных пенсионных фондов (их число было наибольшим в 2004 году – 296). Несмотря на сокращение числа негосударственных пенсионных фондов, число их участников в 2007-2009 годах оставалось относительно стабильным — около 6,7 миллионов человек. Небольшое снижение числа участников отмечалось в 2008 году, когда оно составило 6746,3 против 6757,1 тысячи человек в 2007 году (рис. 16). В 2009 году оно вновь возросло до 6757 тысяч, из которых 1274,5 тысячи человек являлись получателями дополнительных пенсий, что составляет 3,3% от общей численности пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации (против 0,7% в 2000 году). В 2009 году были осуществлены пенсионные выплаты на общую сумму 22152,3 миллиона рублей, что в среднем составляет 1448,4 рубля в месяц на одного получателя (в 2000 году – 177,3 рубля).

Рисунок 16. Число участников системы негосударственного пенсионного обеспечения и получателей негосударственных пенсий, 1996-2009 годы, тысяч человек

В 2009 году реальный размер 9 назначенных месячных пенсий вырос на 10,7% по сравнению с предыдущим годом, а в 2008 году – на 18,1% по сравнению с 2007 годом. В итоге он почти приблизился к уровню 1990 года (около 96%), заметно превышая уровень кризисных 90-х годов (рис. 17). Тенденция устойчивого роста реального размера назначенных пенсий наблюдается начиная с 2000 года, после того как в 1990 года он опустился до наиболее низкого уровня (30% к уровню 1990 года). В сентябре 2010 года средний размер назначенных месячных пенсий увеличился в реальном выражении, по сравнению с сентябрем 2010 год, на 31,3%.

Повышению пенсий способствовали регулярно проводимые индексации пенсий. В течение 2009 года были проведены следующие индексации пенсий:

  • с 1 марта 2009 года размер базовой части трудовой пенсии по старости был увеличен до 1950 рублей в месяц (Федеральный закон от 22 декабря 2008 года № 269-ФЗ);
  • с 1 апреля 2009 года коэффициент дополнительного увеличения страховой части трудовой пенсии был утвержден в размере 1,175 (Постановление Правительства Рос-сийской Федерации от 21 марта 2009 года № 247);
  • с 1 августа 2009 года коэффициент индексации страховой части трудовой пенсии был утвержден в размере 1,075 (Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2009 года № 611);
  • с 1 декабря 2009 года был увеличен размер базовой части трудовой пенсии по старости до 2562 рублей в месяц (Федеральный закон от 28 апреля 2009 года № 72-ФЗ).

В 2009 году более высокими темпами по сравнению со средним значением пенсий росли пенсии по инвалидности и социальные пенсии.

Повышение доходов пенсионеров происходит и за счет реализации норм о предоставлении гражданам пенсионного возраста ежемесячной денежной выплаты 10 . Почти 80% пенсионеров являются получателями данной выплаты.

По данным отчетности Пенсионного фонда Российской Федерации, на начало 2010 года число получателей ежемесячной денежной выплаты составило 16,8 миллиона человек. А по данным отчетности органов исполнительной власти, численность основных категорий граждан пенсионного возраста, получивших регулярную денежную выплату за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, по состоянию на 31 декабря 2009 года составила 13,2 млн.человек.

Размер ежемесячной денежной выплаты, финансируемой за счет средств федерального бюджета Российской Федерации индексировался в порядке и в сроки, определенные Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для индексации размера базовой части трудовой пенсии. По состоянию на 1 января 2010 года средний размер назначенных ежемесячных выплат на человека составил 1362 рубля, увеличившись на 14,9% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.

Одновременно с увеличением реального размера назначенных пенсий устойчиво росло соотношение среднего размера пенсий с величиной прожиточного минимума: если в 1999 году средний размер назначенных пенсий составлял лишь 70% от величины установленного для пенсионеров прожиточного минимума, то в 2002 году они сравнялись, а с 2003 года средний размер назначеных пенсий стал превышать величину установленного прожиточного минимума (кроме 2005-2006 годов, когда это соотношение вновь ухудшилось). В 2009 году средний размер пенсии превысил величину прожиточного минимума пенсионера на 26,6%. На конец 2009 года средний размер пенсии превысил величину прожиточного минимума пенсионера по всем видам пенсий, кроме пенсий по случаю потери кормильца (91,4%).

Рисунок 17. Реальный размер средней назначенной пенсии (1990=100) и ее соотношение с прожиточным минимумом пенсионера (в %), 1990-2010* годы

Соотношение среднего размера назначенных пенсий со средним размером начисленной заработной платы в последние три года также заметно улучшилось (рис. 18). В 2007 году коэффициент возмещения достиг наименьшей величины – 22,9%, а в 2009 году его значение возросло до 28,3%. Соотношение среднего размера назначенных пенсий со средним размером начисленной заработной платы составило от 15,6% (пенсии по потери кормильца) до 39,8% (пенсии госслужащих).

По данным за январь-сентябрь 2010 года соотношение среднего размера пенсий и заработной платы существенного улучшилось – значение коэффициента возмещения превысило 36%.

Рисунок 18. Коэффициент возмещения, средний размер назначенных пенсий к средней начисленной заработной плате, 1990-2010* годы, %

* 2010 год – по данным за январь-сентябрь

Увеличение среднего размера назначенных пенсий наблюдается по всем видам пенсионного обеспечения (рис. 19). По сравнению с 2003 годом больше всего (в 3,7 раза) увеличился средней размер самой маленькой пенсии – по случаю потери кормильца (с 1010 рублей в 2003 году до 3740 в 2009 году), меньше всего – средней размер пенсий госслужащих (в 2,8 раза, с 3369 до 9565 рублей).

Рисунок 19. Средний размер назначенных пенсий по видам пенсионного обеспечения, 1995-2010* годы, рублей в месяц

* 2010 год – по состоянию на сентябрь
** на каждого нетрудоспособного члена семь
*** получающие пенсию по старости (или по инвалидности) и за выслугу летпо данным за январь-сентябрь

В последние годы постепенно увеличивается число пенсионеров, проживающих в городских поселениях. К концу 2009 года оно составило 27,3 миллиона человек, что в 2,3 раза превышает число пенсионеров, проживающих в сельской местности (11,7 миллиона человек). Средний размер пенсий, назначаемых городским жителям, устойчиво выше, чем на селе (рис. 20). В 2009 году он составил 6421 против 5610 рублей в месяц у пенсионеров, проживающих в сельских населенных пунктах. Средний размер назначенных пенсий у городских жителей был в 2008-2009 годах примерно на 15% больше, чем у сельчан. В предшествующие годы это превышение иногда было менее значительным (на 3,1% в 2003 году, на 9,5% в 2005 году).

Рисунок 20. Число пенсионеров, проживающих в городских и сельских поселениях (млн. человек), и средний размер назначенных им пенсий (рублей в месяц), 2003-2009 годы

Заметны и гендерные различия в пенсионном обеспечении (рис. 21). Средний размер назначенных пенсий на конец 2009 года составил у женщин 6010,4 рубля, что на 8,5% ниже, чем у мужчин (6518,5 рубля). В 2006 году это превышение достигало почти 15% (2707,3 против 3110,9 рубля). При этом доля мужчин среди пенсионеров постепенно снижается – с 34,0% в 2003 году до 32,9% в 2008-2009 годах.

Рисунок 21. Число мужчин и женщин, получающих пенсию (млн. человек), и средний размер назначенных пенсий (рублей в месяц), 2003-2009 годы

Сохраняется и довольно выраженная региональная дифференциация по размеру пенсионного обеспечения (хотя она гораздо значительнее по среднему размеру начисленной заработной платы и денежных доходов населения). В регионах с суровыми природно-климатическими условиями средний размер назначенных пенсий заметно выше, чем в других регионах-субъектах федерации. Если в целом по России средний размер назначенных пенсий на конец 2009 года составлял 6177 рублей, то в Чукотском автономном округе его величина достигала 11663 рублей, в Магаданской области, Камчатском крае, Ямало-Ненецком, Ненецком и Ханты-Мансийском автономном округе Югре — от 9,5 до 10 тысяч рублей в месяц (рис. 22).

Сравнение среднего размера назначенных пенсий с величиной прожиточного минимума, утвержденного региональными органами власти, показывает, что не во всех субъектах Российской Федерации пенсия может обеспечить даже самые минимальные жизненные потребности. Так, в 2009 году в 2 из 83 регионов-субъектов федерации средний размер назначенных пенсий лишь немного превышал величину утвержденного прожиточного минимума (106% от величины прожиточного минимума в республке Алтай и 107% в Камчатском крае). В 36 регионах превышение среднего размера назначенных пенсий над величиной прожиточного минимума не превышало 50%, а наибольшим оно было в Республике Татарстан (на 98%), Кемеровской (на 88%) и Тамбовской областях (на 87%).

Рисунок 22. Средний размер назначенных пенсий (рублей в месяц в среднем за год) и его соотношение с прожиточным минимумом пенсионера (за IV квартал, %), по регионам-субъектам Российской Федерации в 2009 году
Список регионов

Источники: Госкомстат России — www.gks.ru
Статистический бюллетень, 2010 № 7 (168);
Статистический ежегодник России, 2009 и предшествующие выпуски ежегодника;
Социально-экономическое положение России. Январь-сентябрь 2010.

Средний размер пенсий на территории Российской Федерации

Предлагаем поговорить о том, какие пенсии в России. Физические лица, принадлежащие к категории пенсионеров, ежемесячно получают пособия в разных размерах. Для кого-то могут выделять больше денежных средств, а кто-то может получать минимальную пенсию. На это влияют такие факторы как выслуга лет, занимаемый пост и тому подобное. Такой орган, как Федеральная служба государственной статистики, регулярно ведет подсчеты и устанавливает средний размер пенсионных пособий, которые получают граждане страны. Это как раз и послужит темой данной статьи.

Средняя пенсия в России

Граждане Российской Федерации находятся на разных социальных уровнях. В то время как чей-то ежемесячный доход может достигать достаточно высоких отметок, другим физическим лицам, которыми являются пенсионеры, едва ли может хватать на жизнь. Помимо того, для каждой области страны действуют свои цены на товары, услуги, а также пользование коммунальными и жилищными ресурсами. В связи с этим при вычислении средней суммы пенсионных пособий необходимо брать во внимание множество нюансов. Только в этом случае вычисленная сумма будет корректной величиной.

Средняя сумма пенсий пересчитывается ежегодно, поскольку финансовая обстановка в стране меняется, а также круг физических лиц, чьи доходы учитываются при определении данного показателя. С каждым годом какие-то физические лица пополняют круги пенсионеров, а какие-то уходят из жизни.

Как происходит подсчет

Для того чтобы физическому лицу узнать сумму среднего пенсионного обеспечения, которая будет актуальна для него, необходимо наличие двух показателей, установленных органами государственной статистики. Речь идет о следующих параметрах:

  • Средней пенсии по региону. Например, если взять Ростов, то средний размер стандартного пенсионного пособия в данной области на протяжении 2017 года составлял 11 300 рублей. Что касается суммы страхового пособия, то оно было еще на 200 рублей больше данного показателя, а размер пенсии по старости был равен 11 900 рублям. На территории данной области пособия получают около одного миллиона физических лиц. Что касается московской области, то средняя пенсия на ее территории достигает около 13 400 рублей.
  • Среднем пособии по профессии. Поскольку в зависимости от рода деятельности физические лица получают разную заработную плату, а впоследствии и пенсию, то стоит не забывать делать акцент на профессии. Например, учителя получают в среднем 9 500 тысяч рублей, бывшие медицинские работники около 13 000 рублей, в то время как пособия государственных служащих составляют приблизительно 80 000 рублей в месяц, а судей целых 130 000 рублей.

Таким образом, если физическое лицо всю свою жизнь проживало в городе Ростов и работало в медицинской сфере, то ему необходимо взять среднюю сумму пенсии по региону и сложить с этим же параметром, установленным для его вида деятельности. В результате выходит (11 300 + 13 000 = 24 300 рублей). После этого полученную сумму нужно разделить пополам. Получается 12 150 рублей. Данная цифра как раз и означает средний размер пенсионного пособия, которое получают медики в ростовской области.

Пособия для отдельных групп пенсионеров

Действующим российским законодательством предусмотрены общие правила начисления пенсий для граждан страны. Однако поскольку некоторые физические лица принадлежат к особой категории населения, поскольку их служебные обязанности носили специфический характер, то для них предусмотрен несколько другой порядок. Для пенсионеров, которые были в прошлом военными, среднее пособие равно 26 000 рублей. Кроме того, существует разграничение сумм пенсионных выплат по рангам. Генералам полагаются денежные выплаты от 45 000 до 50 000 рублей, а капитанам практически в два раза меньше – по 23 000 рублей.

Также отдельно государство позаботилось об инвалидах. Максимальные пособия получают инвалиды первой группы, поскольку они страдают от самых тяжелых физических расстройств. Средняя сумма пенсий для них равна 15 300 рублей. Для пенсионеров, относящихся ко второй группе инвалидности, размер выплат меньше на 2 900 рублей, а для инвалидов третьей группы положены минимальные пенсии на фоне всех остальных лиц с физическими ограничениями, составляющие всего лишь 10 300 рублей. Следует отметить, что приведенные цифры являются средними, в особых ситуациях, например, когда военнослужащий стал инвалидом, могут быть начислены и гораздо большие суммы.

Кроме того, отдельно установлены пенсионные выплаты для ветеранов, средний размер которых равен 38 000 рублей. Особое внимание также уделено физическим лицам, которые работали на территории Крайнего Севера. Сумма пособия зависит от того, какой промежуток времени проработал пенсионер на данной территории, сколько ему на данный момент лет, является ли он дееспособным, а также есть ли у него на иждивении физические лица и в каком количестве. Например, если пенсионер отработал на Крайнем Севере от двадцати и более лет и обязан заботиться об одном иждивенце, то в среднем ему ежемесячно полагается 14 500 рублей.

Законодательная база

После наступления нового года и ознакомления пенсионеров с вновь установленным средним размером пособий, у них автоматически возникает вопрос на тему того, на основании каких законодательных актов он был подсчитан. На территории РФ при определении данного параметра обязательно берутся во внимание следующие источники и законы:

Необходимо отметить, что при вычислении средних размеров пенсий берутся во внимание и те граждане, которые одновременно работают и получают пособие. Таких в стране приблизительно пятнадцать миллионов человек, причем девяносто процентов из них составляют мужчины.

Также актуальным остается вопрос на тему того, какой процент физических лиц получают пенсионные выплаты, соответствующие средне установленному размеру. Точной информации по этому поводу нет, поскольку невозможно учесть все нюансы и собрать достоверные данные о доходах каждого пенсионера страны. Однако в соответствии со сведениями аналитиков пенсии около тридцати процентов граждан Российской Федерации совпадают с размерами средних показателей.

Средний размер пенсий на территории Российской Федерации

Для цитирования: Щербакова Е.М. Старшие поколения населения России //Демоскоп Weekly. 2019. № 797-798. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2019/0797/barom01.php

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Старшие поколения населения России

Число пенсионеров в России превысило в 2018 году 46 миллионов человек

Число получателей пенсий в России растет, на начало 2018 года оно превысило 46 миллионов человек[9], что на 23% больше, чем численность населения старше трудоспособного возраста. Это превышение, которое еще недавно достигало почти трети, обусловлено как досрочным выходом на пенсию по старости, так и наличием других видов пенсий (прежде всего, по инвалидности и по случаю потери кормильца), а также возможностью одновременного получения страховой пенсии и пенсии государственного обеспечения для некоторых категорий населения[10].

Число пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, а ранее в органах социальной защиты населения, увеличилось с 34,0 миллиона человек в 1991 году до 43,5 миллиона человек на начало 2018 года (рис. 17). В последние годы оно увеличивалось в среднем на 1% в год (на 3% за 2015 год за счет пенсионеров Крыма), в 2017 году прирост несколько снизился, составив 0,8%.

Коэффициент экономической поддержки – число занятых в экономике в расчете на одного пенсионера – резко снизился в 1990-е годы, опустившись с 2,2 в 1991 году до 1,7 в 1997 году. В последующие 20 лет его значение колебалось вокруг этого значения, варьируясь от 1,64 до 1,78.

Рисунок 17. Число пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации*, и число экономически занятых, приходящихся на 1 пенсионера, на конец года, 1991-2017 годы**

* до 2002 года — в органах социальной защиты населения

Источник: Российский статистический ежегодник. 2017. Приложение «Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991-2016 гг.»; Российский статистический ежегодник. 2018.

Число получателей пенсий различных ведомств росло быстрее, чем число получателей пенсий через Пенсионный фонд России. К началу 2018 года оно достигло 2567 тысяч человек против 2113 тысяч человек на начало 2011 года. За семь лет оно увеличилось на 21,5%, тогда как число получателей пенсий через Пенсионный фонд России на 9,6%.

В условиях ряда экономических кризисов реальный размер средней пенсии существенно снижался, как и реальный размер заработной платы и располагаемых денежных доходов на душу населения, более высоких, прежде всего, за счет социальных трансфертов. Реальный размер назначенных пенсий только в 2010 году превысил, причем значительно – почти на 30%, — уровень 1990 года (рис. 18). Повышение продолжалось до 2014 года (142% к уровню 1990 года), после чего произошел некоторый откат (132% к уровню 1990 года в 2017 году).

Тенденция изменения реального размера средней начисленной заработной платы в целом была аналогичной, хотя превышение уровня 1990 года было достигнуто несколько раньше (в 2007 году), но было более умеренным (135% в 2014 году).

Рисунок 18. Реальный средний размер назначенных пенсий, начисленной заработной платы и располагаемых денежных доходов, % (1990=100)

Источник: Российский статистический ежегодник. 2017. Приложение «Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991-2016 гг.»; Российский статистический ежегодник. 2018. с. 148.

О низком уровне пенсионного обеспечения свидетельствует соотношение среднего размера назначенной пенсии и прожиточного минимума пенсионера. За период 1991-2017 годов оно ни разу не достигало 180%, а в отдельные годы (1999-2001, 2005) было ниже 100%, то есть средний размер пенсии был ниже прожиточного минимума пенсионера.

Соотношение среднего размера назначенных пенсий и среднего размера начисленной заработной платы (коэффициент замещения) также был невысоким, варьируясь от 23% в 2007 году до 40% в 1995 году (рис. 19). В последние годы он колеблется в пределах 33-35%.

Рисунок 19. Соотношение среднего размера назначенных пенсий с прожиточным минимумом пенсионера (ПМП) и средним размером начисленной заработной платы, 1991-2017 годы, %

Источник: Российский статистический ежегодник. 2017. Приложение «Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991-2016 гг.»; Российский статистический ежегодник. 2018. с. 148.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Большая часть пенсионеров России – это получатели пенсий по старости. На начало 2018 года их число превысило 36,3 миллиона человек, что составило 78,9% от общего числа пенсионеров России (рис. 20). Все они состояли на учете и получали пенсии в системе Пенсионного фонда России. Среди получающих пенсии по старости 3,3% составляли женщины моложе 55 лет и 3,5% — мужчин моложе 60 лет. В последние годы доля пенсионеров трудоспособного возраста, получающих пенсию по старости снижается: она опустилась с 10,2% в 2011 году до 6,8% в 2018 году.

Среди получателей других пенсий наиболее велика численность получающих социальную пенсию (3156 тысяч человек на начало 2018 года). Фактически это та же пенсия по старости, но назначаемая на 5 лет позже, если нет необходимого страхового стажа или величина индивидуального пенсионного коэффициента недостаточна. Все они также состояли на учете и получали пенсии в системе Пенсионного фонда России.

Получатели пенсий за выслугу лет (2243 тысячи человек) состоят на учете и получают пенсионные выплаты в различных ведомствах, получатели пенсий по инвалидности (2202 тысячи человек) – по большей части в Пенсионном фонде России (2107 тысячи человек), но около 4% — в различных ведомствах (95 тысяч человек).

Получатели пенсий по случаю потери кормильца (на каждого нетрудоспособного члена семьи) — 1636 тысяч человек на начало 2018 года — также получают выплаты преимущественно через Пенсионный фонд России (1408), а около 14% — через различные ведомства (228 тысяч человек).

Численность получателей других видов пенсий невелика. Пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф и члены их семей (на графике указаны как «пострадавшие в результате катастроф») – 422 тысячи человек – получают пенсионные выплаты через Пенсионный фонд России, федеральные государственные гражданские служащие (75 тысяч человек) – преимущественно через ПФР (74), летчики-испытатели (около тысячи человек) – через ведомственные системы пенсионного обеспечения.

Число получателей негосударственных пенсий остается невысоким. На начало 2018 года оно составило 1484 тысяч человек, т.е. 3,4% от числа пенсионеров, состоящих на учете в Пенсионном фонде России. В 2012-2014 года оно составляло 3,8%, но затем стало снижаться.

Рисунок 20. Распределение пенсионеров России по видам назначенных пенсий, на начало 2018 года, %

Источник: Росстат – www.gks.ru (Население / Старшее поколение) – дата обращения: 12 января 2019.

Если исключить пенсии немногочисленных выдающихся деятелей (средний размер пенсии за выслугу лет пенсионеров-космонавтов составил на начало 2018 года 463408 рублей, летчиков-испытателей – 91845 рублей), средний размер всех видов пенсий невысок (рис. 21). Наиболее высок средний размер пенсии федеральных государственных гражданских служащих (18710 рублей), ниже всего размер социальной пенсии и пенсии по инвалидности (8807 рублей).

Рисунок 21. Средний размер пенсии пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, рублей, на начало 2018 года

Источник: Росстат – www.gks.ru (Население / Старшее поколение) – дата обращения: 12 января 2019.

Сохранение трудоспособности и желание сохранять экономическую активность при низком уровне пенсионного обеспечения позволяют, а в ряде случаев заставляют получателей пенсий работать. Еще недавно работал каждый третий из числа состоящих на учете и получающих пенсионные выплаты в Пенсионном фонде России — до 36% в 2015 году (рис. 22). После прекращения индексации и перерасчета пенсий работающим пенсионерам[11] их доля резко снизилась – до 22% на начало 2018 года.

Постепенно снижается доля пенсионеров, раньше (досрочно) вышедших на пенсию. По данным на начало 2011 года она составляла 15,4%, а к началу 2018 году опустилась до 10,8%.

Рисунок 22. Работающие пенсионеры и пенсионеры, вышедшие на пенсию досрочно, 2011-2018 годы, % пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, на начало года

Источник: Росстат – www.gks.ru (Население / Старшее поколение) – дата обращения: 12 января 2019.

Наиболее высока доля работающих пенсионеров среди получателей пенсий по старости – в 2014-2015 годах она достигала 40% (рис. 23). После прекращения индексации пенсий работающим пенсионерам эта доля снизилась до 24%. Практически вдвое сократилась доля работающих пенсионеров и в группе федеральных государственных гражданских служащих (с 31% до 15%).

Практически не изменилась доля работающих пенсионеров из числа пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф и членов их семей (39% на начало 2018 года). Незначительно снизилась доля работающих пенсионеров-инвалидов (31%).

Доля работающих среди получателей пенсии по случаю потери кормильца по определению невысока, но в последние годы она несколько увеличилась (3,3% на начало 2017 года, 2,5% на начало 2018 года).

Невысока доля работающих и среди получателей социальной пенсии но в последние годы она также росла, превысив 6% в 2017 году.

Рисунок 23. Доля работающих пенсионеров среди получателей разных видов пенсий, 2011-2018 годы, % пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, на начало года

Источник: Росстат – www.gks.ru (Население / Старшее поколение) – дата обращения: 12 января 2019.

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) –
www.gks.ru

United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division.

World Population Prospects: The 2017 Revision –
http://esa.un.org/unpd/wpp/.

[9]В общую численность пенсионеров включаются лица, состоящие на учете и получающие пенсию в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, Министерстве обороны Российской Федерации, Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний Минюста России, судьи, пребывающие в отставке, состоящие на учете в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и получающие ежемесячное пожизненное содержание, с 1 января 2017 года — лица, получающие пенсию в системе Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации.
[10]В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» N 166-ФЗ.
[11] В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 года № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий».

Средний размер пенсий на территории Российской Федерации

Проанализируем вопрос о расходах ПФ в свете динамики реальных пенсионных выплат пенсионерам. Для анализа динамики показателей среднего размера пенсий мы вынуждены обратиться к более отдаленной ретроспективе, а именно к 1998 г., поскольку даже спустя четыре года в момент старта пенсионной реформы в 2002 г. эта динамика еще сохраняла черты восстановительного процесса после резкого падения в период кризиса 1998 г. всех показателей, характеризующих реальные доходы населения. Беспрецедентное падение реальной средней пенсии в 1999 г. почти на 40% вынудило правительство и ПФ пойти на существенные индексации, в результате которой в 2000 г. пенсии возросли почти на 30%. Высокий темп роста сохранялся в 2001-2002 гг. (на 21 и 16% соответственно). Далее в ходе реализации реформы в течение 2003-2004 гг. благодаря благополучному финансовому положению ПФ и серии проведенных индексаций размеру пенсий удалось придать устойчиво положительную динамику — 4,5% в 2003 г. и 5,5 в 2004 г. (см. рис.3.4).

Рис.3.4 Размер назначенных пенсий в реальном выражении 1998-2004 гг., в % к предыдущему году

Если же обратиться к соотношению средней пенсии с прожиточным минимумом пенсионера (ПМП), то ситуация выглядит не столь оптимистично. В 2000 г. соотношение средней пенсии с ПМП после глубокого падения в 1999 г., когда средний размер пенсии снизился до критической черты и составлял всего 70% от ПМП, началось восстановление этого соотношения. В 2002 г. средний размер пенсии удалось сравнять с ПМП. Рост соотношения продолжается вплоть до 2004 г. В то же время следует обратить внимание, что даже спустя 6 лет после драматических событий 1998 г. это соотношение так и не вернулось к докризисному уровню (см. рис.3.5).

Рис.3.5 Соотношение среднего размера пенсий с прожиточным минимумом пенсионера в 1998-2004 гг.

Важнейшим параметром пенсионной системы выступает коэффициент замещения, рассчитываемый как соотношение среднего размера пенсии и средней заработной платы в экономике. Накануне дефолта он достигал почти 40%, затем последовало его резкое снижение — почти на 10 проц. пунктов, далее — легкое повышение, но с 2002 г., т.е. с начала реформы, его динамика, описав дугу, вернулась к уровню кризисного 1999 г. (см. рис.3.6).

Рис.3.6. Коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней заработной плате) в 1998-2004 гг., %

Тем не менее, положительная динамика пенсионных выплат населению в последние годы не позволяет считать, что реформа может обеспечить российским пенсионерам достойный уровень жизни. Реальное материальное положение пенсионеров зависит не только от размера пенсии, но и от целого ряда других факторов — наличия других источников доходов, в первую очередь, работы, социальных пособий и льгот, структуры домохозяйства, в состав которых они входят, доходов других членов домохозяйства. В России преобладают домохозяйства смешанного типа, в которых представлены многопоколенные семьи. Условно их можно разделить на три группы:

* домохозяйства, полностью зависимые от ПФ, т.е. те, в которых все его члены являются пенсионерами;

* домохозяйства, полностью независимые от ПФ, т.е. те, в состав которых не входят пенсионеры;

* домохозяйства, частично зависимые от ПФ, т.е. те, в состав которых входят как пенсионеры, так и не-пенсионеры [13, с.123].

Сравнивая материально-имущественные параметры этих трех групп, нетрудно заметить, что в наихудшем экономическом положении оказываются семьи пенсионеров. При ответе на вопрос «Насколько Вам легко сводить концы с концами? » 65% из них дают самый пессимистический вариант ответа «с большим трудом». В двух других группах доля пессимистических ответов ощутимо ниже (см. рис.3.7).

Рис.3.7. Распределение ответов на вопрос: «Насколько Вам легко сводить концы с концами? » (распределение по типам домохозяйств), %

Структура пенсий

Одной из целей пенсионной реформы являлось усиление ее страхового принципа, поэтому важно проанализировать, как соотносятся различные элементы пенсий. На рис.3.8-3.10 видно, что доля страховой пенсии в средней пенсии последовательно возрастала (с 57 до 60%), а базовой — сокращалась (с 35,9 до 34%). Сокращался также удельный вес пенсий по государственному обеспечению (с 6,8 до 5,6%). Та же динамика характерна для трудовой пенсии и пенсии по старости как основных пенсионных инструментов.

Рис.3.8. Структура средней пенсий в 2002-2004 гг., %

Рис.3.9. Структура средней трудовой пенсии в 2002-2004 гг., %.

Рис.3.10. Структура средней пенсии по старости в 2002-2004 гг., %

Тем самым, в первые три года реформы пенсионной системе удалось придать импульс для перехода на страховые принципы, когда большая часть пенсионных выплат зависит от реального трудового вклада пенсионера в течение трудовой жизни. И этот факт можно было бы считать успехом проводимой в 2002-2004 гг. политики в пенсионной сфере [13, с.125].

Сколько пенсионеров в России: процент по данным Росстат

Граждане пенсионного возраста, пожалуй, самая уязвимая группа людей, нуждающаяся в повышенном внимании со стороны государства. В силу преклонного возраста и состояния здоровья пенсионеры вынуждены надеяться лишь на фиксированные социальные пособия и помощь своих близких.

Для адекватной оценки сложившейся ситуации в сфере пенсионного обеспечения, обратимся к статистике и узнаем – сколько пенсионеров проживают в России и каковы прогнозы на достойную старость с учетом пенсионных реформ?

Сколько пенсионеров в РФ?

На картинке видно, как менялось количество пенсионеров в СССР и России:

Численность граждан пенсионного возраста по отношению к молодому поколению имеет тенденцию к увеличению. Такое положение вещей является серьезной проблемой для представителей государственной власти, так как бюджет страны не позволяет поддерживать жизнедеятельность пенсионеров на допустимом уровне.

Численность пенсионеров по данным статистики Росстат
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Общая численность

(млн.чел)

41,8 42,4 42,8 43,3 43,8 45,2 45,7 46,1 На пенсии по старости 32,5 33 33,5 34 34,4 35,6 36 36,3 Работающие пенсионеры 12,4 13 13,7 14,3 14,9 15,3 9,9 9,7 Пенсионеры, получающие государственную пенсию

(военные пенсионеры, МВД, ФСБ, судьи, прокуроры, следователи)

2,1 2,2 2,3 2,3 2,3 2,5 2,5 2,6
По инвалидности (по состоянию на 01.01.2018 г.)
1 группа 1,47 млн.чел
2 группа 5,6 млн.чел.
3 группа 4,4 млн.чел.

По данным Росстата, в 2018 году численность граждан на пенсии составляет 25% от числа работающих граждан, а по прогнозам того же ведомства в 2023 году процент пожилых людей, вышедших на пенсию, составит уже 30 % от количества трудящихся. Тенденция увеличения численности пенсионеров способствует принятию новых решений и поправок в области пенсионного законодательства.

Все про пенсионера в одной картинке:

Одним из вариантов таких решений – является увеличение пенсионного возраста в целях поддержания баланса между пенсионерами и работающими гражданами.

По мнению экспертов, мужчины до 65-ти лет и женщины до 60-ти вполне себе могут продолжать трудиться и рассчитывать исключительно на заработную плату. Примечательно, что в качестве положительных моментов при такой ситуации, представители государственной власти отмечают возможность передачи неоценимого опыта пожилыми гражданами своим более молодым коллегам. Существенным плюсом так же должны являться ощущения собственной значимости и незаменимости в связи с необходимостью продолжать свой трудовой путь.

Посмотрите репортаж о повышении пенсионного возраста в России:

Ситуация в регионах

Наибольшее количество пенсионеров в Карелии и Архангельской области. Это объясняется тем, что рождаемость в данных регионах находится на предельно низком уровне. Тульская область так же отличается высоким процентом граждан пенсионного возраста в связи с большим оттоком молодежи в Московскую область с целью трудоустройства.

Обратная картина складывается в Южном Федеральном Округе. Дагестан, Ингушетия и Кабардино-Балкария на протяжении длительного времени занимают первые позиции по уровню рождаемости. Низкий процент пенсионеров Москвы объясняется концентрацией студентов и молодых специалистов. Именно сюда съезжается молодежь со всех регионов России, в связи с чем численность молодого поколения в пять раз превосходит процент граждан пенсионного возраста.

[1]

Согласно переписи пенсионеров России, процент численности граждан пенсионного возраста составляет 29,4%.

Процент пенсионеров России (по регионам)
Республика Карелия 38%
Архангельская область 36,8%
Тульская область 36,2%
Орловская область 35,8%
Курская область 35,2%
Ямало-Ненецкий округ 25,6%
Москва 24,2%
Кабардино-Балкарская республика 22,9%
Республика Ингушетия 21,7%
Дагестан 21,2%

Сколько в стране «успешных» и не очень пенсионеров?

Для определения возможности обеспечения своих нужд посредством пенсии следует отталкиваться от размера прожиточного минимума в регионе проживания. Исходя из этих данных, самые «бедные» пенсионеры проживают на территории Кабардино-Балкарии, где базовая пенсия практически не превышает прожиточный минимум, определенный в республике.

На размер пенсии так же влияет показатель средней заработной платы в субъекте. Если зарплаты невысокие, то и пенсионные пособия останутся на низком уровне. Относительно высокими пенсиями могут похвастаться жители Тюменской и Белгородской областей. Здесь решающую роль играет высокий размер зарплаты по отношению к прожиточному минимуму.

Уровень дохода пенсионеров по отношению к прожиточному минимуму
Тюменская область 202,7%
Белгородская область 186,7%
Республика Татарстан 183,1%
Кемеровская область 175,6%
Республика Башкортостан 174,9%
Еврейская АО 127,6%
Рязанская область 126,8%
Москва 124,2%
Ненецкий АО 121,4%
Кабардино-Балкарская республика 117,5%

Сколько живут и сколько получают пенсионеры других стран, можно увидеть на картинке:

Продолжительность жизни на пенсии

По прогнозам экспертов, предполагаемая продолжительность жизни граждан, достигших пенсионного возраста, будет составлять 16 лет – для мужчин и 26 лет – для женщин. По мнению сторонников пенсионной реформы, этого периода должно хватить на индексирование пенсионных пособий тех граждан, которые успели уйти на заслуженный отдых.

[2]

Условия жизни в регионах разнятся, поэтому рассчитывать на установленную продолжительность жизни граждан в целом не представляется возможным. Так, жители Еврейского АО, исходя из данных статистики, находятся в зоне риска, а у жителей Москвы есть надежда прожить еще порядка 20 лет (для мужчин) и 28 лет (для женщин), будучи на пенсии.

В итоге, вопрос – сколько в Российской Федерации можно прожить после наступления пенсионного возраста? – остается открытым.

Продолжительность жизни мужчин и женщин пенсионного возраста в субъектах РФ
Мужчины Женщины
Республика Ингушетия 23,29 30,9
Москва 20,73 28,3
Республика Дагестан 20,03 27,5
Санкт-Петербург 18,24 27,1
Кабардино-Балкарская республика 18,18 27
Псковская область 14,1 23,8
Амурская область 14 23,64
Чукотский АО 13,64 21,59
Республика Тыва 13,25 21,64
Еврейская АО 12,78 23,31

Принимая во внимание миграцию граждан с одного региона в другой так же невозможно ориентироваться на продолжительность жизни стариков относительно географического положения.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Учитывая мнение специалистов, реально оценивающих перспективы граждан в условиях пенсионной реформы, можно прийти к выводу, что проблемы, связанные с вынужденным трудоустройством пожилых людей, приведут к резкому снижению не только качества, но и продолжительности их жизни. И сколько пенсионеров, оставшихся без средств к существованию, будут вытеснены на обочину жизни, пока можно только догадываться.

Что говорят российские пенсионеры про свою пенсию? Смотрите в видео:

[3]

Источники


  1. Оксамытный, В. В. Общая теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 512 c.

  2. Чепурнова, Н. М. Судебная защита в механизме гарантирования прав и свобод. Конституционно-правовой аспект / Н.М. Чепурнова, Д.В. Белоусов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 168 c.

  3. Сокиркин В. А., Шитарев В. С. Международное морское право. Часть 6. Международное морское экологическое право; Издательство Российского Университета дружбы народов — Москва, 2009. — 224 c.
Средний размер пенсий на территории российской федерации
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Размер и начисление алиментов для двоих детей