Смысл и размер норм потребления коммунальных услуг

В этой статье мы постарались раскрыть тему: "Смысл и размер норм потребления коммунальных услуг". Здесь собрана и структурирована вся информация о теме, что позволяет найти полный ответ на ваш вопрос. Но, если все же остались вопросы, то вы всегда можете их задать нашему дежурному юристу.

Социальная норма потребления коммунальных услуг — что это?

Что означает термин «социальная норма» потребления коммунальных услуг? С какого времени расчеты за коммунальные ресурсы будут проводиться с использованием социальной нормы потребления коммунальных ресурсов?Как рассчитать оплату за потребленный коммунальный ресурс после введения социальной нормы?

В сентябре 2012 года было подписано Распоряжение Правительства РФ №1650-р «Комплекс мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных услуг в Российской Федерации».

В соответствии с этим документом с 1 сентября 2013 года в 6 регионах России (Забайкальский, Красноярский края, Владимирская, Нижегородская, Орловская, Ростовская области) плата за коммунальную услугу по электроснабжению будет рассчитываться уже с использованием социальной нормы.

Планируется, что с 1 июля 2014 года социальные нормы будут введены на всей территории нашей страны. На начальном этапе использовать социальную нормы коммунальных ресурсов планируется только для расчетов за потребленную электроэнергию. Для этого существует объективная причина — по оценкам специалистов почти 96% россиян имеют электросчётчики в своих квартирах. Счетчиков воды и газа значительно меньше, поэтому по другим коммунальным ресурсам (вода, газ, тепло) социальные нормы будут вводиться позже.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Устанавливать социальные нормы будут местные органы исполнительной власти по определенной методике и для каждого субъекта РФ нормы могут быть различными. Например, при установлении размера социальной нормы потребления электроэнергии власти должны учитывать: степень благоустроенности жилого дома (наличие в нем электроплит, лифтов), его расположение (сельская или городская местность), категорию домохозяйства (исходя из количества совместно проживающих в жилом помещении и зарегистрированных по месту жительства лиц). Отдельно должен быть установлен размер социальной нормы для разных групп населения (для пенсионеров, инвалидов и т.п.), для потребителей, жилые помещения которых отнесены к аварийному или ветхому жилому фонду, для садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан и т.п.

Что означает термин «социальная норма» потребления коммунальных услуг?

Теперь при расчете за потребленные коммунальные ресурсы будет необходимо использовать два тарифа на коммунальный ресурс – для оплаты объемов потребления коммунального ресурса в пределах социальной нормы и для оплаты объемов коммунального ресурса, потребленного сверх установленной социальной нормы.

Предполагается, что тариф для потребленного сверх социальной нормы коммунального ресурса будет выше, чем тариф для объемов, потребленных в пределах этой нормы.

[1]

В пределах нормы жители Орловской области будут теперь платить 2,96 рубля за киловатт. Причем для сельских жителей и горожан, проживающих в домах с электроплитами, тариф составляет 2,07 рубля. Электроэнергия, потребляемая в этой области сверх социальной нормы, будет теперь стоить 3,68 рубля вместо 5,2 рублей, как было раньше.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

А в Нижегородской области оплата 1 кВт в пределах нормы составляет 2,72 рубля, при сверхнормативном потреблении — 4,84 рубля.

Как рассчитать оплату за потребленный коммунальный ресурс?

Допустим в квартире зарегистрировано два человека, а социальная норма потребления электроэнергии составляет 85 кВт.ч на человека, следовательно, в целом для квартиры величина социальной нормы составит 160 кВт.ч.

За месяц в квартире потребление электроэнергии фактически составило 240 кВт.ч.

Из них в пределах социальной нормы было потреблено 160 кВт.ч, сверх этой нормы – 80 (240–160=80).

Допустим, что тариф на электроэнергию в пределах социальной нормы составляет 2,80 руб. за кВт.ч., сверх этой нормы – 4,20 руб. за кВт.ч.

Рассчитаем стоимость электроэнергии по социальной норме: 160 х 2,80 = 448 руб.

Стоимость электроэнергии, потребленной сверх социальной нормы составит: 80 х 4,20 = 336 руб.

Следовательно, за электроэнергию семья из двух человек должна будет заплатить в месяц 784 рубля (448 +336=784).

Где узнать о размере социальной нормы для вашего региона и о дате ее введения?

— на официальном сайте уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ;
— в официальном печатном издании субъекта РФ.

Причем гражданам обязаны не только сообщить о социальной норме применительно к различным типам жилых помещений и различным потребителям, но подробно описать действия, которые необходимо совершить потребителям для применения социальной нормы на «льготных» условиях.

Проинформировать потребителей о введении в регионе социальных норм потребления коммунальных услуг и о новых тарифах будет обязана и управляющая компания (или иной исполнитель коммунальной услуги), путем размещения сведений об этом в платежных документах, на досках объявлений во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений в помещении управляющей компании в месте, доступном для всех потребителей.

В платежном документе должна быть размещена следующая информация:

— о типе жилого помещения и группе домохозяйства потребителя и соответствующей этому домохозяйству социальной норме;
— о ценах (тарифах) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы;
— об объемах потребления электрической энергии домохозяйством потребителя в пределах и сверх социальной нормы за расчетный период;
— о размере платы за предоставленную домохозяйству потребителя коммунальную услугу по электроснабжению, в том числе предоставленную на общедомовые нужды, рассчитанную с применением социальной нормы и цен (тарифов) в пределах и сверх такой социальной нормы;
— об имеющихся льготных условиях для одиноко проживающих пенсионеров или семей пенсионеров.

Нормативы потребления коммунальных услуг

Когда заходит речь о комфорте, большинство людей тут же представляют мягкий диван, удобный салон автомобиля, возможно, даже чашечку ароматного кофе, но никто не вспомнит о горячей воде, что течет из наших кранов, электричестве или отоплении. А ведь именно эти ресурсы, в первую очередь, обеспечивают нам комфортные условия для проживания. Именно поэтому очень важно, чтобы их снабжение не прекращалось. С целью избежать прекращения каждый ответственный потребитель благ, столь обыденных для нас сегодня, должен знать установленные нормативы потребления коммунальных услуг и исправно оплачивать их.

Коммунальные услуги.

Как известно не только взрослым, но и маленьким жителям нашей страны, коммунальные услуги — это мероприятия, которые обеспечивают гражданам, проживающим в жилых помещениях, удобные бытовые условия. К таким мероприятиям относится снабжение жильцов горячей и холодной водой, водоотводом, электричеством, газом, отоплением и т.д.

Эти удобства предоставляются организациями (юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями).

Согласно установленным правилам, на использование коммунальных услуг могут рассчитывать:

  • собственники помещений, пригодных для постоянного проживания в них, совместно с членами своей семьи;
  • граждане, которые получили жилое помещение от кооперативного объединения;
  • наниматели помещений;
  • граждане, которые арендуют квартиру или комнату.

Начисление оплаты коммунальных услуг зависит непосредственно от того, насколько хорошо благоустроен дом. Так, к примеру, если в доме не проведена канализация, то ни она, ни ее обслуживание не должны включаться в коммунальные услуги.

Нормативы потребления.

Нормативы потребления коммунальных услуг – показатель норм, который определяет реально необходимый для населения минимальный объем коммунальных услуг, предоставляемых управляющими компаниями или индивидуальными предпринимателями, а также их качество. В рамках показателя норм производится расчет возмещений по оплате жилья и вышеуказанных услуг.

Разработка нормативов потребления обусловлена тем, что, согласно нормативно-правовым актам, совместно с повышением тарифов на жилье и коммунальные услуги, с целью защиты и поддержки населения осуществляется предоставление возмещений, т.е. компенсаций, для оплаты потребителями услуг. Размер субсидии определяется с учетом площади, на которой проживает субъект или семья и нормативов потребления коммунальных услуг, также во внимание берется общий доход и льготы, если они имеются.

Для того, чтобы нормативы были измерены, используется учет информации об общей и жилой площади жилья, воды и электричества, которые должны быть предоставлены населению, хотя и минимальном, но в достаточном объеме. Предоставленных ресурсов должно хватить каждому из потребителей для удовлетворения необходимых потребностей. При этом учитываются определенные показатели для людей, проживающих в разных условиях и в разных регионах государства. Если говорить о единице измерения показателя нормы, то здесь учитывается тот факт, что уровень того же потребления электроэнергии одним человеком становится выше с ростом комфортности и увеличением площади жилищного помещения. Поэтому здесь используется такая единица, как м2 общей площади. При водопотреблении учитывается количество человек, проживающих в квартире, хотя использование м2 общей площади в виде единицы измерения норматива также уместно.

Для того чтобы нормативы потребления коммунальных услуг были определены наиболее точным образом, необходимо учесть также величины, которые характеризуют многоквартирные или частные дома.

К ним относятся следующие конструктивные и технические характеристики:

  • Водоснабжение: количество этажей, вид и износ систем (инженерные, тепло- и водоснабжения), наличие стояков и приборов, для просушки и отопления санузлов и т.д.
  • Электроснабжение: жилая площадь дома, износ систем, количество комнат в квартире.
  • Газоснабжение: материалы, из которых выполнены крыша и стены здания, износ систем, объем помещений, предназначенных для проживания, площадь окон и т.д.
  • Теплоснабжение: материалы, из которых выполнены крыша и стены здания, износ систем, объем помещений, предназначенных для проживания, площадь окон и т.д.
  • Водоотведение: износ систем, виды систем подачи тепла и горячей воды.

Не существует какого-либо одного стабильно закрепленного уровня нормативов. Уровень может изменяться в зависимости от демографических изменений, политической и социально-экономической ситуацией на определенный момент в стране.

Их величина непосредственно зависит от условий экономики, состояния основных фондов, климата и прочего. Именно поэтому их разработка производится в отдельности для каждого региона по определенным методикам и с использованием, в случае необходимости, корректировки данных.

Нормативы потребления коммунальных услуг

Норма потребления коммунальных услуг определяется соответствующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и определяется для каждого конкретного случая в зависимости от ряда критериев.

Климатические

Сюда можно отнести среднее значение температуры воздуха вне помещения, определяемое на протяжении отопительного периода.

Технические.

Данные характеристики определяют общие эксплуатационные особенности строительных материалов используемых в строительстве здания. Также, например, для теплоснабжения имеет значение наличие полотенцесушителей, стояков и общее состояние трубопровода.

Степень благоустройства.

Критерий, отражающий качественные характеристики, такие как вариации архитектуры инженерных систем строения, которые позволяют использовать более широкие возможности для обеспечения комфорта помещений.

Дифференциация нормативов потребления.

Данный критерий используется для раздельного расчета тарифов оплаты в зависимости от потребления услуги в жилых помещениях, общедомовых нужд и других.

Порядок принятия и изменения нормативов потребления

Норматив потребления устанавливается по заявлению ресурсо-снабжающих компаний и управляющих организаций, уполномоченных органов, жилищных организаций. Если документы на установление норматива желает установить ресурсоснабжающая компания, в этом случае она должна собрать перечень документов в установленной законом форме и передать их на рассмотрение уполномоченным законом органам. В отдельных случаях, иногда случается, что документы подают сразу две управляющие компании. Тогда они могут подать общее заявление. Это происходит в тех случаях, если размер жилищного фонда каждой в отдельности взятой компании недостаточен для предоставления услуг в полном объеме. Заявление подлежит рассмотрению в течение не более 30 календарных дней. В течение этого срока могут быть запрошены дополнительные документы, доказывающие основания для подачи заявления. В отдельных случаях заявление может быть отклонено, а перечень документов возвращен, при этом указывается причина возврата.

Нормативы потребления коммунальных услуг обязаны соответствовать нормам требований по качеству предоставляемых услуг, регламентированных законами Российской Федерации, либо нормативно — правовым актам.

Нормативы потребления коммунальных услуг принимаются на срок 3 года, и не подлежат изменению. Однако есть некоторые исключения. В том случае, когда технические критерии здания изменяются на величину более 5%, нормативы могут быть пересмотрены раньше предписанного срока. Частным случаем таких изменений могут быть: глобальное снижение энергопотерь, утепление стен пенопластовыми плитами, повышение энергоэффективности, изменение благоустройства.

Существующие способы установления нормативов коммунальных услуг

Существует некоторое разделение нормативов потребления для жилых помещений, общедомовых нужд и нормативов потребления при использовании надворных построек и земельных участков. Можно выделить два метода: расчетный и метод аналогов.

Метод аналогов.

Данный метод удобно применять к многоквартирным домам. При этом необходимо знать примерное потребление ресурсов. А также оценить общее состояние внутридомовых магистралей энергосетей, и степени благоустройства дома. При этом учитываются конструктивные особенности дома, его технические и эксплуатационные характеристики, климатические условия. При этом методе определяется не только общая схожесть основных характеристик домов, но и определяется, правильно ли производится техническая эксплуатация инженерных систем на предмет соответствия правилам, установленных законом.

Метод расчетный.

Этот метод используется тогда, когда определить нормативы потребления методом аналогов невозможно. Причин может быть несколько. Недостаточность информации с приборного учета в аналогичных домах, которые могут не соответствовать условиям выборки.

При проверке показаний с приборов учета и определении норм потребления учитываются следующие данные: количество жильцов проживающих в многоквартирном доме, общая этажность, число квартир, дата снятия показаний счетчиков.

Полное меню
Основные ссылки

Вернуться в «Каталог СНиП»

Приказ 60 Об утверждении Методики определения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг.

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ
НОРМАТИВОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Утверждена б. Роскоммунхозом 22 ноября 1993 г.

Настоящая Методика разработана в соответствии с постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 935 «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг» и предназначена для использования в качестве временной методической основы при разработке нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг населением — базы для определения размеров компенсаций и носит рекомендательный характер.

Необходимость разработки нормативов потребления услуг обусловлена тем, что Законом РФ «Об Основах федеральной жилищной политики» повышение размера оплаты жилья и коммунальных услуг предусмотрено одновременно с применением мер социальной защиты граждан в виде предоставления им компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи и действующих льгот.

Становление рыночных отношений в ЖКХ неизбежно приведет практически к отказу от дотаций в жилищно-коммунальной сфере и использованию экономически обоснованных тарифов в качестве единственного средства расчетов с потребителями и производителями услуг ЖКХ. Это вызовет многократное удорожание жилищно-коммунальных услуг для населения, особенно болезненно для той весьма значительной его части, которая по тем или иным причинам попала в категорию социально незащищенных граждан и объективно не может самостоятельно изменить свой статус. В трудном положении оказались и службы «Заказчика» по жилищно-коммунальным услугам из-за недостатка финансовых средств для расчетов с предприятиями, обеспечивающими развитие и текущее функционирование отрасли.

Для нейтрализации негативных последствий процесса перехода к рынку необходимо создание гибкой и активной системы социальной защиты населения, обеспечивающей одновременно максимально возможное смягчение факторов социального риска и экономическую поддержку самой отрасли как системы жизнеобеспечения территорий.

Основная цель такой системы — непосредственное предоставление субсидий населению, компенсирующее затраты на жилье и коммунальные услуги (в зависимости от объема их потребления и уровня доходов);

общие принципы ее заключаются в следующем:

— адресно-дифференцированный подход к различным категориям населения в зависимости от возраста, трудоспособности, степени экономической самостоятельности, численности семьи, условий проживания и т.д. при установлении права на получение субсидий;

— использование нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг как формы государственных гарантий минимального уровня обеспеченности ими населения и базы для разработки стоимостного эквивалентна этих гарантий для социально незащищенных категорий граждан;

— использование в перспективе дифференцированных тарифов на жилье и коммунальные услуги для формирования дополнительных источников финансирования деятельности ЖКХ, крайне необходимых для вывода отрасли на нормальный режим функционирования и воспроизводства основных функций;

— учет разнообразия региональных условий деятельности предприятий ЖКХ при едином методологическом подходе к формированию системы социальной защиты населения.

Разработка нормативов является основой и важнейшей предпосылкой создания действенной системы социальной защиты населения.

Нормативы отражают тот минимальный, но достаточный для поддержания жизнедеятельности уровень потребления услуг населением, который должен быть обеспечен всем гражданам, исходя из принципа равнодоступности услуг, и с учетом социальных гарантий малоимущим.

Следуя требованиям дифференцированного подхода к выработке мер социальной защиты: нормативы должны разрабатываться для разных уровней благоустройства и типов жилищного фонда, численности и состава семей и других факторов, что отличает их от среднегородских показателей потребления тех или иных услуг, методика расчета которых нивелирует различия в условиях проживания и, следовательно, в уровне потребления.

Помимо применения нормативов в разработке системы социальной защиты, они могут быть использованы для формирования будущего рынка коммунальных услуг: объем потребления их сверх уровня норматива в дальнейшем может стать предметом коммерческой деятельности предприятий ЖКХ.

Еще одно важное направление использования нормативов — участие (в стоимостном выражении) в формировании минимальной потребительской корзины, а через нее — в определении минимальных уровней заработной платы: пенсий, пособий, других социальных выплат.

Таким образом, нормативы являются необходимым инструментом для решения задач, возникающих при переходе к новым социально-экономическим условиям. Однако разработка их в полном соответствии с изложенными принципами социальной защиты требует предварительного создания необходимой информационной базы по демографическому и социальному составу семей в увязке с их жилищной обеспеченностью и доходами, а практическое применение — внедрения квартирных счетчиков фактического расхода воды, теплоэнергии, газа.

Поэтому на первоначальном этапе перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг рассчитываются укрупненные нормативы потребления коммунальных услуг с учетом фактических показателей, что и нашло отражение в данной Методике.

Это обусловлено также тем, что на этом этапе речь будет идти в большей мере о повышении оплаты жилья, т. к. тарифы на коммунальные услуги в условиях либерализации цен на энергоносители, хотя и в недостаточном объеме, были повышены в 1992 -1993 гг.

В дальнейшем по мере приближения уровня оплаты к экономически обоснованным ставкам и тарифам и в целях экономии энергетических и других ресурсов должен быть использован дифференцированный метод расчета указанных нормативов с учетом местных условий, состава семей и др. факторов.

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

1. Общая часть

1.1. Под нормативами (в рамках задач данной Методики) понимается группа показателей, характеризующих необходимый на текущий период минимальный объем потребления жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению, в пределах социальной нормы площади жилья и оплачивается ими за счет собственных средств, а также за счет целевых компенсаций (субсидий), предоставляемых малоимущим для оплаты жилья и коммунальных услуг.

1.2. Нормативы измеряются количеством материального носителя услуги (площади жилья, воды, энергии) соответствующего качества, которые необходимо предоставить населению для удовлетворения минимума той или иной потребности; единицей измерения нормативов является удельный объем, т.е. количество материального носителя, приходящееся на 1 чел., обеспеченного данной услугой, в разных условиях проживания (например, с централизованным горячим водоснабжением или газовыми колонками, с электрическими или газовыми плитами и т.д.), и на 1 чел. в среднем по территории.

1.3. Уровни нормативов могут меняться в любую сторону, в зависимости от динамики социально-экономической ситуации, изменений демографического характера, проводимых мероприятий по экономии ресурсов и т.д., и должны периодически пересматриваться.

1.4. Величина нормативов в значительной степени определяется конкретными местными условиями (климатическими, экономическими, состоянием основных фондов и др.), в связи с чем они должны разрабатываться на местах, с использованием настоящих методических положений и необходимой корректировкой исходных данных, положенных в основу приводимых примеров.

1.5. В соответствии с поставленной задачей в данной методике рассматриваются услуги ЖКХ, которые оказываются непосредственно населению в пределах жилищного фонда и оплачиваются им из личных доходов. Сюда относятся услуги жилищного хозяйства, водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, по вывозу жидких нечистот в неканализованном жилом фонде.

Кроме того, по решению местных органов власти из оплаты жилья могут быть выделены услуги по вывозу твердых бытовых отходов и для них определены соответственно нормативы потребления.

1.6. Согласно Закону РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и упомянутому Постановлению Совета Министров — Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 935 социальная норма площади жилья утверждается органами государственной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а нормативы потребления коммунальных услуг —

1.7. Расчет нормативов на коммунальные услуги в данной Методике учитывает полный уровень благоустройства (централизованные системы водоснабжения и канализации, отопления и горячего водоснабжения, газовые и электрические плиты для пищеприготовления). В случае пониженного уровня благоустройства нормативы потребления могут приниматься на уровне действующих или по фактическим расходам.

2. Жилищное хозяйство

2.1. Социальная норма площади жилья — это, как следует их Закона РФ «Об Основах федеральной жилищной политики», размер площади жилья, приходящейся на одного человека , в пределах которого осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг.

[3]

Социальная норма площади эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливается в кв. метрах общей площади квартиры, в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи и др.

2.2. Социальная норма должна создавать определенные гарантии гражданам как в обеспечении их жильем, так и в обеспечении возможности его оплаты, в т.ч. и для малоимущих — за счет субсидий, т.е. уровень норматива должен быть достаточным для создания нормальных условий проживания (с учетом сложившегося показателя жилищной обеспеченности на территории), а также для обеспечения жильем граждан — очередников на улучшение жилищных условий. С другой стороны, в пределах этой нормы должны предоставляться субсидии отдельным низкообеспеченным категориям граждан. При этом субсидии семьям с низкими доходами должны выплачиваться в основном без привлечения дополнительных бюджетных средств (учитывая дефицит бюджета), средств предприятий и организаций.

В этих условиях величину социальной нормы площади, жилья целесообразно устанавливать не выше достигнутой (средней) жилищной обепеченности на территории. Установление указанной нормы в пределах достигнутой (средней) жилищной обеспеченности (на уровне или ниже) позволит при повышении размеров оплаты за жилье обеспечить выплату субсидий семьям с низкими доходами, в том числе за счет использования дополнительной выручки, полученной от семей, имеющих площадь, превышающую социальную норму.

В таблице 6 в качестве примера представлено соотношение размеров средств, полученных отраслью в виде платежей населения и ассигнований из бюджета при различной величине социальной нормы площади жилья.

В качестве примера приняты 4 варианта норматива 12, 15, 18, 21 кв. метр общей площади на человека. Интервал показателя принят по данным статотчетности за 1992 год, которые фиксируют разброс средних значений жилищной обеспеченности по территории России.

В отличие от действующего до настоящего времени Жилищного кодекса РСФСР социальная норма площади жилья определяется по единой для всей территории России, а устанавливается, как уже указывалось, региональными органами государственной власти в зависимости от местных условий.

Наиболее целесообразно социальную норму площади жилья устанавливать на одного человека (кв. метров общей площади на — человека.

При этом при решении вопроса о выплате субсидий семьям с низкими доходами должны учитываться особые обстоятельства, в т.ч. состав семьи. Так, для одиноких граждан, являющихся пенсионерами, инвалидами и др., социальная норма площади может быть увеличена до размера площади фактически занимаемой однокомнатной квартиры в домах жилищного фонда социального использования на данной территории. С этой целью Законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики» предусмотрено, что органы местного самоуправления могут представлять льготы гражданам по оплате жилья при площади, превышающей социальную норму.

Порядок расчета социальной нормы площади через количество кв. метров общей площади квартиры на человека с учетом имеющихся льгот и других заслуживающих внимания обстоятельств является наиболее простым и справедливым. Удельный норматив является более достоверным и сопоставимым показателем, поскольку не зависит от меняющейся структуры населения по численности и составу семей.

Кроме того, при установлении социальной нормы в кв. метрах общей площади на человека может быть использован ныне действующий институт дополнительной площади в новом качестве. Иначе говоря, нормативные акты по дополнительной площади могут быть учтены при регламентации вопросов предоставления гражданам льгот по оплате жилья при площади, превышающей социальную норму, а также при обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан.

В то же время по решению региональных и местных администраций социальная норма площади жилья может быть установлена, исходя из иных критериев, в частности, определяться предельными размерами квартир, занимаемых различными категориями семей.

Социальная норма площади жилья (кв. м общей площади на 1 человека) является базой для расчетов нормативов потребления коммунальных услуг (см. соответствующие разделы данной Методики).

ИЗМЕНЕНИЕ СОВОКУПНОГО ОБЪЕМА СРЕДСТВ, ПОЛУЧЕННЫХ ОТРАСЛЬЮ В ВИДЕ ПЛАТЕЖЕЙ НАСЕЛЕНИЯ И АССИГНОВАНИЙ ИЗ БЮДЖЕТА ПРИ РАЗЛИЧНОЙ ВЕЛИЧИНЕ СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ ПЛОЩАДИ ЖИЛЬЯ*

Установленная величина социальной нормы жилья (кв. м общей площади на человека)

Доля покрытия реальных затрат за счет средств населения, %

Дополнительная выручка, полученная отраслью в виде платежей населения, % к реальным затратам

Средства, полученные отраслью из бюджета, % от потребности (принята на фактическом уровне)

Совокупные средства. Полученные отраслью за счет платежей населения и ассигнований из бюджета, % от потребности

[2]

Социальная норма потребления коммунальных услуг — что это?

Что означает термин «социальная норма» потребления коммунальных услуг? С какого времени расчеты за коммунальные ресурсы будут проводиться с использованием социальной нормы потребления коммунальных ресурсов?Как рассчитать оплату за потребленный коммунальный ресурс после введения социальной нормы?

В сентябре 2012 года было подписано Распоряжение Правительства РФ №1650-р «Комплекс мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных услуг в Российской Федерации».

В соответствии с этим документом с 1 сентября 2013 года в 6 регионах России (Забайкальский, Красноярский края, Владимирская, Нижегородская, Орловская, Ростовская области) плата за коммунальную услугу по электроснабжению будет рассчитываться уже с использованием социальной нормы.

Планируется, что с 1 июля 2014 года социальные нормы будут введены на всей территории нашей страны. На начальном этапе использовать социальную нормы коммунальных ресурсов планируется только для расчетов за потребленную электроэнергию. Для этого существует объективная причина — по оценкам специалистов почти 96% россиян имеют электросчётчики в своих квартирах. Счетчиков воды и газа значительно меньше, поэтому по другим коммунальным ресурсам (вода, газ, тепло) социальные нормы будут вводиться позже.

Устанавливать социальные нормы будут местные органы исполнительной власти по определенной методике и для каждого субъекта РФ нормы могут быть различными. Например, при установлении размера социальной нормы потребления электроэнергии власти должны учитывать: степень благоустроенности жилого дома (наличие в нем электроплит, лифтов), его расположение (сельская или городская местность), категорию домохозяйства (исходя из количества совместно проживающих в жилом помещении и зарегистрированных по месту жительства лиц). Отдельно должен быть установлен размер социальной нормы для разных групп населения (для пенсионеров, инвалидов и т.п.), для потребителей, жилые помещения которых отнесены к аварийному или ветхому жилому фонду, для садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан и т.п.

Что означает термин «социальная норма» потребления коммунальных услуг?

Теперь при расчете за потребленные коммунальные ресурсы будет необходимо использовать два тарифа на коммунальный ресурс – для оплаты объемов потребления коммунального ресурса в пределах социальной нормы и для оплаты объемов коммунального ресурса, потребленного сверх установленной социальной нормы.

Предполагается, что тариф для потребленного сверх социальной нормы коммунального ресурса будет выше, чем тариф для объемов, потребленных в пределах этой нормы.

В пределах нормы жители Орловской области будут теперь платить 2,96 рубля за киловатт. Причем для сельских жителей и горожан, проживающих в домах с электроплитами, тариф составляет 2,07 рубля. Электроэнергия, потребляемая в этой области сверх социальной нормы, будет теперь стоить 3,68 рубля вместо 5,2 рублей, как было раньше.

А в Нижегородской области оплата 1 кВт в пределах нормы составляет 2,72 рубля, при сверхнормативном потреблении — 4,84 рубля.

Как рассчитать оплату за потребленный коммунальный ресурс?

Допустим в квартире зарегистрировано два человека, а социальная норма потребления электроэнергии составляет 85 кВт.ч на человека, следовательно, в целом для квартиры величина социальной нормы составит 160 кВт.ч.

За месяц в квартире потребление электроэнергии фактически составило 240 кВт.ч.

Из них в пределах социальной нормы было потреблено 160 кВт.ч, сверх этой нормы – 80 (240–160=80).

Допустим, что тариф на электроэнергию в пределах социальной нормы составляет 2,80 руб. за кВт.ч., сверх этой нормы – 4,20 руб. за кВт.ч.

Рассчитаем стоимость электроэнергии по социальной норме: 160 х 2,80 = 448 руб.

Стоимость электроэнергии, потребленной сверх социальной нормы составит: 80 х 4,20 = 336 руб.

Следовательно, за электроэнергию семья из двух человек должна будет заплатить в месяц 784 рубля (448 +336=784).

Где узнать о размере социальной нормы для вашего региона и о дате ее введения?

— на официальном сайте уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ;
— в официальном печатном издании субъекта РФ.

Причем гражданам обязаны не только сообщить о социальной норме применительно к различным типам жилых помещений и различным потребителям, но подробно описать действия, которые необходимо совершить потребителям для применения социальной нормы на «льготных» условиях.

Проинформировать потребителей о введении в регионе социальных норм потребления коммунальных услуг и о новых тарифах будет обязана и управляющая компания (или иной исполнитель коммунальной услуги), путем размещения сведений об этом в платежных документах, на досках объявлений во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений в помещении управляющей компании в месте, доступном для всех потребителей.

В платежном документе должна быть размещена следующая информация:

— о типе жилого помещения и группе домохозяйства потребителя и соответствующей этому домохозяйству социальной норме;
— о ценах (тарифах) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы;
— об объемах потребления электрической энергии домохозяйством потребителя в пределах и сверх социальной нормы за расчетный период;
— о размере платы за предоставленную домохозяйству потребителя коммунальную услугу по электроснабжению, в том числе предоставленную на общедомовые нужды, рассчитанную с применением социальной нормы и цен (тарифов) в пределах и сверх такой социальной нормы;
— об имеющихся льготных условиях для одиноко проживающих пенсионеров или семей пенсионеров.

Смысл и размер норм потребления коммунальных услуг

О таком понятии, как нормативы потребления коммунальных услуг, слышали практически все физические лица, однако далеко не каждый человек знает, чему они равны. В данной статье будут приведены числовые значения нормативов, а также рассказано, в каких ситуациях пользователям может понадобиться информация подобного рода. То, чему равна норма потребления определенной коммунальной услуги, решает Правительство Российской Федерации.

Нормативы потребления коммунальных услуг

Если физическое лицо использует коммунальный ресурс в объеме, выходящем за рамки установленной законодательством нормы, то оно либо будет обязано оплачивать его по повышенной тарифной ставке, либо лишиться такой привилегии, как субсидия. Поэтому перед тем как подавать документацию на перерасчет, думая, что начисленная сумма, которая прописана в квитанции, значительно больше, чем должна быть на самом деле, настоятельно рекомендуем обратить внимание на количество потребленного ресурса и сопоставить его с действующими нормативами.

Поскольку не все коммунальные ресурсы измеряются в одинаковых единицах, то для каждого из них был разработан свой отдельный норматив. Любой норматив имеет несколько числовых значений. Это связано с тем, что нормы потребления напрямую зависят от количества физических лиц, проживающих на территории одного и того же имущественного объекта, года его постройки, муниципальной категории, числа этажей, а также некоторых других деталей.

Социальные нормы использования воды

Поскольку ни один человек не может представить свою жизнь без воды, то в первую очередь предлагаем обсудить именно эту коммунальную услугу. Правительством России были утверждены следующие цифры, являющиеся предельным порогом использования водного ресурса для предоставления социальных услуг:

Нормы по отоплению за 2019 год

На такой коммунальный ресурс, как электрическая энергия, распространяется одновременно несколько предельных норм использования. Каждая из них предназначена для особого случая и зависит от целого ряда факторов. Если речь идет о предельных нормативах использования отопления, причем не только физическими лицами, являющимися владельцами имущественных объектов, но и арендаторами помещений, то на данные показатели влияет количество этажей постройки, а также к какой группе муниципальных образований она принадлежит.

Следует отметить, что вся информация, имеющая отношение к нормам потребления электрической энергии, а также энергосбережению, представлена в Федеральном законе под номером 261, который вступил в действие 23 ноября 2009 года.

В холодные времена года возникает необходимость в использовании отопления, стоимость за которое в большинстве случаев начисляется исходя из нормативов, измеряющихся в гигакалориях, приходящихся на один квадратный метр имущественного объекта. Если жилое помещение, в котором от пяти до девяти этажей, было построено более девятнадцати лет назад, то действуют такие нормы – 0.283, 0.294, 0.285, 0.279 и 0.287. Первое значение приведено для первой категории муниципальных учреждений, а последнее, соответственно, для пятой.

Зачем введены нормы потребления

Правительство Российской Федерации опубликовало специальное постановление, имеющее номер 354. В 42 пункте данного документа отмечено, что размер денежной суммы, которую физическое лицо будет обязано выплатить за предоставленную ему коммунальную услугу, вычисляется в соответствии с показаниями, отображенными на приборах учета (счетчиках). Однако если у пользователя не имеется измерительного прибора подобного рода, то по действующему законодательству в его обязанности не входит установка данного устройства, а цена за коммунальные услуги начисляется на основании норм потребления. Тот же факт отображен и в первом пункте статьи под номером 157 Жилищного кодекса.

Помимо того, российским законодательством предусмотрена специальная услуга социального типа, предназначенная для особой категории физических лиц, которая называется субсидией. Она принадлежит к виду материальных выплат, выделяющихся из бюджета государственных органов тем потребителям, которые в силу уважительных обстоятельств не могут оплачивать коммунальные тарифы в полном размере. Однако даже если определенному гражданину по закону полагается субсидия, то при нарушении некоторых условий он ее может не получить. К примеру, если превысит нормативы использования коммунальных ресурсов.

Некоторые нормы потребления являются нецелочисленными значениями, а дробными. Если потребитель использует тот или иной коммунальный ресурс в объеме, который больше норматива хотя бы на одну десятую или сотую, то на предоставление социальной скидки ему рассчитывать не стоит.

Также может возникнуть ситуация, когда лимит не был превышен, но исходя из суммы, прописанной в едином платежном документе, субсидия не начислена. В первую очередь, необходимо узнать, по какой причине социальная скидка не была сделана. Если в качестве основания управляющая компания озвучит такую причину, как превышение установленных норм использования коммунального ресурса, а пользователь сможет доказать обратное, то ему необходимо подать на перерасчет и восстанавливать справедливость.

Поскольку в законодательные акты постоянно вносятся изменения, то потребитель по причине незнания того, что лимит на коммунальные услуги понизился, может выйти за его рамки и лишиться права на получение субсидии. В связи с этим настоятельно рекомендуем следить за нововведениями законов.

Источники


  1. Краткий курс по теории государства и права. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2015. — 140 c.

  2. Арсеньев К. К. Заметки о русской адвокатуре; Автограф — М., 2013. — 560 c.

  3. Рыжаков А. П. Защитник в уголовном процессе; Экзамен — М., 2013. — 480 c.
Смысл и размер норм потребления коммунальных услуг
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Выплата пособий по уходу за маленьким ребенком до 3 лет

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here