Предмет и система уголовно-исполнительного права в россии

В этой статье мы постарались раскрыть тему: "Предмет и система уголовно-исполнительного права в россии". Здесь собрана и структурирована вся информация о теме, что позволяет найти полный ответ на ваш вопрос. Но, если все же остались вопросы, то вы всегда можете их задать нашему дежурному юристу.

Предмет и система уголовно-исполнительного права в России

Уголовно-исполнительное право (УИП) затрагивает все виды приведения наказаний в действие согласно Уголовному кодексу и другим правовым отраслям. Отрасль рассматривает и изучает различные методы воздействия по исправлению граждан, совершивших преступные деяния. УИП выступает в роли дисциплины к изучению и отдельной науки.

Контроль УИП ведут органы исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях. Раньше я думал, что разобраться в таких дебрях права сложно. Сейчас я знаю это наверняка. Но для вас я составил разбор принципов УИП простым языком. Если вы не юрист, эта статья поможет.

Определение понятия УИП

Понятие, предмет и метод уголовно-исполнительного права – это сочетание и взаимодействие нормативов, регулирующих социальные отношения, которые появляются при необходимости назначения и выполнения уголовных наказаний.

Общественные отношения, взаимодействующие с УИП:

  • Непосредственное исполнение судебных решений по наказанию приговоренного гражданина, а также ведение деятельности, призванной обеспечить безопасность для социума.
  • Деятельность, предшествующая исполнению наказания (сопровождение подсудимых, содержание под стражей).
  • Надзор, контроль, защита общества в периоды ведения уголовного и судебного производства.
  • Помощь в повторной социализации осужденного после завершения наказания, доставка по адресу проживания и т.д.

Сотрудники государственных и правоохранительных норм обязаны обеспечить сохранность субъекта уголовного дела и обезопасить окружающих от его злодеяний в рамках УИП.

Цели и задачи правовой отрасли

Система уголовно-исполнительного права ставит цели и задачи, исполнение которых гарантирует надлежащее исполнение судебных приговоров, соблюдение методики исправления осужденных.

  • Исправление осужденных граждан в период лишения, ограничения свободы или назначения условных наказаний.
  • Создание превентивных мер в отношении таких граждан, предупреждение повторных преступлений.

  • Организация условий, соблюдение предусмотренного порядка исполнения уголовных наказаний.
  • Поиск и применение методов воздействия на осужденных с целью исправления.
  • Защита интересов, прав граждан, отбывающих наказание.
  • Помощь в социализации, возвращении к жизни в обществе.

Основное назначение уголовно-исполнительного права заключается в скрупулезном следовании законодательным нормативам при работе с осужденными преступниками.

УИП – отдельная научная отрасль

Уголовно-исполнительное право может выступать в виде отдельной научной дисциплины. УИП изучается и дорабатывается. На данный момент предмет уголовно-исполнительного права сочетает в себе идеи, закономерности, принципы и взгляды в этой законодательной сфере. В науке УИП используется российский Уголовно-исполнительный кодекс, нормы из других правовых отраслей и опыт международной практики.

Существует 2 метода изучения УИП:

  • Познание – изучение исторических фактов, судебной практики, философских суждений.
  • Исследование – наблюдение за работой сотрудников исполнительной власти, организация собственных экспериментов и т.д.

На профильных университетских кафедрах уголовно-исполнительное право представляет собой отдельный курс к изучению студентами. Подходы к УИП как к науке и учебной дисциплине похожи. В них используются аналогичные методы изучения, формирования этических принципов, организации рабочего процесса. При изучении используется специальная литература и предыдущий опыт органов исполнительной власти.

Терминология в уголовно-исполнительном праве

В УИП используются общепринятые термины и определения:

  • Предмет – организация и регулирование социальных отношений, связанных с приговорами судов, которые необходимо исполнить. Уголовно-исполнительные отношения возникают в момент вынесения судом приговора.
  • Субъект – граждане и организации, участвующие в уголовном процессе. Субъектами УИП могут стать осужденные и сотрудники государственных органов, а также причастные к происходящему лица.
  • Объект – обстоятельство, при котором возникают правоотношения в УИП.
  • Метод – правовые средства, которые используются в совокупности для воздействия и исправления осужденных.

О целях и задачах УИП рассказано выше. Терминология используется как в научной среде, так и при физической работе органов исполнительной власти.

В заключение

После совершения противоправного деяния гражданин проходит цепочку событий, направленных на расследование обстоятельств, вынесение судебного решения, исправления и правого воздействия на него. Перечисленные в статье методики в сочетании с реальным положением дел в исполнительных органах позволяют сделать выводы:

  • Нынешняя правоохранительная, судебная и исполнительная системы не предусматривают реального исправления морально-этических качеств преступников.
  • Нормы исполнительного права часто попираются. Гражданин, будучи в статусе обвиняемого, заблаговременно сталкивается с негативным влиянием сотрудников правоохранительных и органов исполнительной власти.
  • Проблематика несоответствия УИП действительности рассматривается только на теоретическом уровне. Фактической деятельности по соблюдению прав и интересов осужденных не проводится.

В законодательстве нет нормативных актов, призванных защитить интересы осужденных граждан. В большинстве случаев они не проходят этапов ресоциализации, не подвергаются правовому исправлению.

Предмет и система уголовно-исполнительного права в России

В.Т. Батычко
Конспект лекций по курсу «Уголовно-исполнительное право»
Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007.

Конспект лекций по уголовно-исполнительному праву подготовлен с целью оказания помощи слушателям в изучении данного предмета. Автор не стремился к подробному рассмотрению всех изучаемых вопросов. Некоторые вопросы, по мнению автора представляющие интерес в изучении, рассматриваются в нем более подробно, другие, не представляющие сложности – рассматриваются кратко. Уделяя внимание истории развития уголовно-исполнительного права в России, автор преследовал цель информационного характера, т.к. данный вопрос в юридической литературе освещен слабо.

В то же время курс лекций составлен с учетом требований, предъявляемых к высшему юридическому образованию. В нем имеется необходимый минимум информации, который должны усвоить слушатели.

Для более полного изучения уголовно-исполнительного права необходимо обратится также к другим источникам, список которых прилагается в конце курса.

Читайте так же:  Снятие наличных денег с карты родственников — какие последствия могут наступить

За последние годы произошли коренные изменения не только в нормативной базе, но и в практике исполнения уголовных наказаний. Данный конспект лекций переработан и в него внесены изменения в соответствии с действующим законодательством на 10.01 2007 года.

Данная электронная книга разработана на основе следующего пособия:
Батычко В.Т. Конспект лекций по курсу «Уголовно-исполнительное право». Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007.

Тема 7: Уголовно-исполнительное право ведущих зарубежных стран.
7.1. Пенитенциарная система Швейцарии

Тема 1: Общие положения уголовно-исполнительного права

1.2. Предмет, метод и система уголовно-исполнительного права

Уголовно-исполнительное право своим предметом, дающим основание для выделения его в самостоятельную отрасль права, имеет общественные отношения, возникающие в связи с исполнением уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера, назначенных судом за совершения преступления.

Предмет уголовно-исполнительного законодательства составляет обособленная часть относительно однородных общественных отношений, регулируемая данной отраслью права. Предмет уголовно-исполнительного законодательства конкретизируется в ч. 2 ст. 2 УИК РФ. Согласно данной норме уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются: общие положения и принципы исполнения наказаний, применение иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам.

Характер и содержание предмета регулирования обуславливает выбор методов отрасли уголовно-исполнительного права. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, какие общественные отношения регулируются отраслью права, то метод правового регулирования показывает, как, каким образом регулируются данные отношения.

Метод правового регулирования – это совокупность юридических средств, приёмов и способов с помощью которых право воздействует на общественные отношения.

В связи с тем, что само уголовное наказание представляет собой наиболее жёсткую форму государственного принуждения, основным методом правового регулирования в уголовно-исполнительном праве является императивный (властный), предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Он базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от чётко установленного нормативным правовым актом правила поведения. Субъекты правоотношений вправе совершать только те действия, которые им разрешены. Основными средствами воздействия на общественные отношения здесь являются запреты, обязанности, наказания и иные правовые ограничения.

Таким образом, императивный метод является главенствующим в уголовно-исполнительном праве. Однако он не является единственным, так как затрудняет достижения такой цели, как исправление (положительное изменение личности осужденного, стимулирование его правопослушного поведения и подготовка к жизни в обществе в качестве полноправного его члена после отбытия наказания). В этой связи в уголовно-исполнительном праве используются и другие методы.

Диспозитивный метод – способ воздействия, предоставляющий субъектам правоотношений возможность урегулировать отношения между собой в рамках, определённых законом. Например, осужденному к лишению свободы, прибывшему в исправительное учреждение, предоставляется право по своему усмотрению выбрать в качестве первого длительное или краткосрочное свидание (§ 14 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений). Осужденный вправе просить о замене длительного свидания на краткосрочное, длительного или краткосрочного свидания на телефонный разговор, а в воспитательных колониях – длительного свидания с проживанием вне исправительного учреждения – на краткосрочное свидание с выходом за пределы воспитательной колонии ( ч.3 ст. 89 УИК РФ),

В соответствии со ст. 0 УИК РФ одним из основных средств исправления осужденных является воспитательная работа. Воспитательная работа с осужденными во многом построена на создании максимально благоприятных условий для сохранения и развития положительных качеств и свойств личности индивида. В связи с этим уголовно-исполнительное законодательство использует и поощрительный метод путём закрепления возможности применения к осужденным целого ряда поощрений. Например, к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие поощрения: благодарность, награждение подарком, денежная премия; разрешение на получение дополнительной посылки или передачи и другие (ст. 113 УИК РФ).

Уголовно-исполнительное право как учебная дисциплина традиционно разделяется на Общую и Особенную части, что соответствует структуре Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

В Общей части изучаются общие положения данной отрасли права: предмет и метод правового регулирования, история развития пенитенциарной системы в России, правовое положение лиц, отбывающих наказание, характеристика системы учреждений и органов, исполняющих наказания, и основных направлений контроля за их деятельностью.

В Особенной части изучаются порядок и условия исполнения конкретных видов уголовных наказаний: правовые основы исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества; исполнение наказания в виде ареста; исполнение наказания в виде лишения свободы; исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих; исполнение наказания в виде смертной казни; правовые основы освобождения осужденных от отбывания наказания и контроля за условно-осужденными, а также исполнение уголовных наказаний в зарубежных странах и международного сотрудничества в сфере исполнения уголовных наказаний.

Тема 1: Общие положения уголовно-исполнительного права

1.1. Понятие уголовно-исполнительного права

Обеспечивая исполнение правоохранительной функции, государство сталкивается с проблемой применения мер принуждения к лицам, совершившим правонарушение. В статье 2 Конституции Российской Федерации высшей ценностью государства провозглашены человек, его права и свободы. Но, обеспечивая правопорядок в стране, государственные органы вынуждены применять по отношению к своим гражданам меры принуждения. Особенно остро эта проблема проявляется при исполнении уголовных наказаний. Реформы в обществе, изменение социальных ценностей повлекли за собой необходимость коренного пересмотра правовой системы в России. Принятие нового уголовного кодекса в свою очередь потребовало изменение уголовно-исполнительной системы.

Уголовное право, определяя понятие преступления, его состав, устанавливая виды наказания, определяя конкретные деяния, за совершение которых судом назначается уголовное наказание, не рассматривает порядок и условия исполнения уголовных наказаний. Эта задача ложится на отдельную отрасль российского права – Уголовно-исполнительное право.

Читайте так же:  Условия использования калькулятора рефинансирования займа

Данная отрасль права развивалась и развивается в рамках различных отраслей знаний как у нас в России, так и за рубежом. Укажем лишь только её названия: пенитенциарное право, пенология, тюрьмоведение, исправительно-трудовое право, уголовно-исполнительное право. Уголовно-исполнительное право является преемником исправительно-трудового, а ещё ранее – тюрьмоведения и пенитенциарного права, которое стало активно развиваться в России ещё в XIX веке. Несмотря на различные наименования, предметом их внимания были порядок и условия отбывания и исполнения наказаний, и, прежде всего, наказаний в виде лишения свободы.

Понятие уголовно-исполнительного права употребляется в трёх значениях:

а) как отрасль науки;

б) как учебная дисциплина;

в) как отрасль права (законодательства).

Уголовно-исполнительное право как наука – область знаний, в которой изучаются закономерности борьбы с преступностью при помощи уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера.

Уголовно-исполнительное право как самостоятельная учебная дисциплина – это преподаваемый в образовательных учреждениях учебный курс, построенный на систематизированном отражении уголовно-исполнительного законодательства и основных положениях науки уголовно-исполнительного права.

[2]

Уголовно-исполнительное право как отрасль права – это совокупность правовых норм, установленных государством и регулирующих исполнение и отбывание уголовных наказаний, и иных мер уголовно-правового характера, назначенных судом, за совершение преступления.

Пенитенциарная система Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными (специальное предупреждение), так и иными лицами (общее предупреждение).

Исправление осужденных – сложная психолого-педагогическая и социально-правовая категория. Под сущностью исправления осужденных следует понимать их ресоциализацию, то есть процесс, который стимулирует формирование у осужденного жизненной позиции, отвечающей конституционным нормам, определяющим права, свободы и обязанности граждан.

Закон определяет исправление осужденных как формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование их правопослушного поведения (ч. 1 ст. 9 УИК РФ).

Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказания, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации (ч. 2 ст. 1 УИК РФ).

Предмет и система уголовно-исполнительного права.

Каждая отрасль права имеет специфический, только ей присущий предмет регулирования.

К предмету (ст. 2 УИК РФ) можно отне­сти регулирование общественных отношений, связанных с:

а) исполнением всех видов наказаний (включая специаль­ные воинские) и иных мер уголовно-правового воздействия, предусмотренных УК РФ;

б) применением к осужденным предусмотренных средств исправительного воздействия;

в) регламентацией деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;

г) порядком участия органов государственной власти и орга­нов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных;

д) процедурой освобождения от наказаний и помощи осво­бождаемым лицам.

Самостоятельность отрасли права характеризуется нали­чием собственного метода правового регулирования.

Поскольку уголовное наказание представляет собой наи­более строгую форму государственного принуждения, его ис­полнение характеризуется основным методом императивного, властного приказа, предполагающего неравенство субъектов правоотношения («властеотношения»).

Это не исключает применение и других извест­ных праву методовдиспозитивного, поощрения и т. д.

В качестве признака само­стоятельной отрасли права также выделяется наличие особой комплексной системы правовых норм (источников), регулиру­ющих уголовно-исполнительные отношения.

Исходной базой законодательства об исполнении нака­заний выступают общепризнанные принципы и нормы между­народного права (на уровне имеющих юридическую силу кон­венций, пактов, договоров). Всего их насчитывается более 20.

На втором месте по юридической силе в рассматривае­мой системе источников находится отечественное федераль­ное законодательство, и прежде всего Конституция. Уголов­ный и Уголовно-исполнительный кодексы РФ.

В соответствии со ст. 2 УИК РФ уголовно-исполнитель­ное законодательство Российской Федерации состоит из ука­занного Кодекса и других федеральных законов. В общей сложности имеется более 20 федеральных законов уголовно-исполнительного и комплексного, междисциплинарного ха­рактера.

Третий уровень. Статья 4 УИК РФ к источникам уголовно-исполнитель­ного права относит также основанные на законе нормативные акты высших федеральных органов исполнительной власти (под­законные акты). Это указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ в об­ласти борьбы с преступностью в целом и в уголовно-исполнительной сфере в частности.

Четвертым уровнем источников является ведом­ственная и межведомственная нормативная база: совместные приказы, инструкции Министерства юстиции и Генеральной прокуратуры РФ, Минюста и Минобразования РФ, Минобороны.

Локальные нормативные акты, издаваемые, например, начальниками конкретных учреждений уголовно-исполнитель­ной системы, не принадлежат к числу источников уголовно-исполнительного права, а представляют собой акты о применении норм права.

Например, правила внутреннего распорядка в конкретном уч­реждении, а также приказы, постановления о наложении взысканий на осужденных и т. д.

Таким образом, самостоятельность уголовно-исполнитель­ного права как отрасли отечественного права определяется специфическим предметом регулирования, методами правово­го регулирования и самостоятельной, частично кодифициро­ванной и иерархически выстроенной системой нормативных актов.

Предмет и система уголовно-исполнительного права в России

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

1.1. Понятие уголовно-исполнительного права, его предмет и метод

В основе формирования и развития правовой системы государства, различных отраслей законодательства находится политика государства, отражающая принципы, стратегию, основные направления и формы достижения определенных социально-полезных целей.

Уголовно-исполнительная политика это деятельность государства по определению целей уголовного наказания, государственно-правового механизма их реализации, организации процесса исполнения уголовных наказаний и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

Цели и принципы политики в сфере исполнения уголовных наказаний определяются Конституцией РФ, положениями международных правовых актов об обращении с осужденными. Стратегической линией современной уголовно-исполнительной политики является гуманизация исполнения уголовных наказаний, обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных.

Основные задачи уголовно-исполнительной политики:

1) определение целей, принципов и общих положений исполнения всех видов уголовных наказаний, отдельных мер уголовно-правового воздействия и применения мер исправительного воздействия;

Читайте так же:  Как найти и проверить исполнительный лист по номеру

2) установление системы законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере исполнения уголовных наказаний;

3) обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных, законности и правопорядка в области исполнения уголовных наказаний;

4) определение системы учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, порядка и условий их функционирования, осуществления контроля за их деятельностью;

5) определение основных средств исправления и мер по социальной адаптации осужденных;

6) разработка мероприятий по совершенствованию деятельности и прогнозированию развития учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, с учетом изменений, происходящих в обществе и государстве.

Совокупность перечисленных задач определяет содержание уголовно-исполнительной политики.

Основной формой реализации уголовно-исполнительной политики является нормативно-правовая – отражение политики в уголовно-исполнительном законодательстве и иных нормативных правовых актах. Данная форма реализации политики в сфере исполнения уголовных наказаний охватывается понятием уголовно-исполнительного права.

Нормативно-правовая форма реализации политики в сфере исполнения уголовных наказаний является преобладающей и охватывается понятием уголовно-исполнительного права.

Уголовно-исполнительное право является самостоятельной отраслью российского права, представляющей собой систему юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия.

Самостоятельность данной отрасли права определяется наличием собственного предмета правового регулирования и соответствующего ему метода правового регулирования, а также обособленной системы норм.

Предметом уголовно-исполнительного права (рис. 1) являются общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний, а также применения и иных мер уголовно-правового воздействия (например, условного осуждения).

Рис. 1. Предмет уголовно-исполнительного права

[1]

В связи с тем что само уголовное наказание представляет собой наиболее жесткую форму государственного принуждения, главным методом правового регулирования в уголовно-исполнительном праве является императивный, предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Он базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от четко установленного нормативным правовым актом правила поведения. Субъекты правоотношений вправе совершать только действия, которые им разрешены. Основными средствами воздействия на общественные отношения здесь являются запреты, обязанности, наказания и иные правовые ограничения. Вместе с тем это не исключает использование в процессе регулирования общественных отношений в сфере исполнения (отбывания) уголовных наказаний диапозитивного метода, основанного на дозволениях, равноправии сторон, позволяющего субъектам самостоятельно осуществлять выбор поведения. Например, осужденный и иные лица имеют возможность обратиться в суд с жалобой на действия администрации учреждения или органа, исполняющего уголовные наказания.

Самостоятельность рассматриваемой отрасли права определяется и наличием системы норм, закрепленных в УИК РФ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах (подробнее см. тему 2).

Уголовно-исполнительное право имеет тесную взаимосвязь с другими отраслями права и, в первую очередь, с уголовным и уголовно-процессуальным правом, поскольку все они объединены общей целью (борьбой с преступностью), едиными принципами и методами правового регулирования. Их нормы с разных позиций регулируют общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу назначения, исполнения (отбывания) и освобождения от уголовного наказания. Признание осужденного субъектом права предопределило взаимодействие уголовно-исполнительного права практически со всеми другими отраслями системы российского права. Так, с конституционным правом оно связано в вопросах установления правового положения осужденных, с гражданским правом – в связи с осуществлением осужденными своих имущественных прав, с трудовым правом – регламентацией трудовой деятельности лиц, отбывающих уголовные наказания, с правом социального обеспечения – пенсионного обеспечения осужденных и др.

Предмет и система уголовно-исполнительного права.

Каждая отрасль права имеет специфический, только ей присущий предмет регулирования.

К предмету (ст. 2 УИК РФ) можно отне­сти регулирование общественных отношений, связанных с:

а) исполнением всех видов наказаний (включая специаль­ные воинские) и иных мер уголовно-правового воздействия, предусмотренных УК РФ;

б) применением к осужденным предусмотренных средств исправительного воздействия;

в) регламентацией деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;

[3]

г) порядком участия органов государственной власти и орга­нов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных;

д) процедурой освобождения от наказаний и помощи осво­бождаемым лицам.

Самостоятельность отрасли права характеризуется нали­чием собственного метода правового регулирования.

Поскольку уголовное наказание представляет собой наи­более строгую форму государственного принуждения, его ис­полнение характеризуется основным методом императивного, властного приказа, предполагающего неравенство субъектов правоотношения («властеотношения»).

Это не исключает применение и других извест­ных праву методовдиспозитивного, поощрения и т. д.

В качестве признака само­стоятельной отрасли права также выделяется наличие особой комплексной системы правовых норм (источников), регулиру­ющих уголовно-исполнительные отношения.

Исходной базой законодательства об исполнении нака­заний выступают общепризнанные принципы и нормы между­народного права (на уровне имеющих юридическую силу кон­венций, пактов, договоров). Всего их насчитывается более 20.

На втором месте по юридической силе в рассматривае­мой системе источников находится отечественное федераль­ное законодательство, и прежде всего Конституция. Уголов­ный и Уголовно-исполнительный кодексы РФ.

В соответствии со ст. 2 УИК РФ уголовно-исполнитель­ное законодательство Российской Федерации состоит из ука­занного Кодекса и других федеральных законов. В общей сложности имеется более 20 федеральных законов уголовно-исполнительного и комплексного, междисциплинарного ха­рактера.

Третий уровень. Статья 4 УИК РФ к источникам уголовно-исполнитель­ного права относит также основанные на законе нормативные акты высших федеральных органов исполнительной власти (под­законные акты). Это указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ в об­ласти борьбы с преступностью в целом и в уголовно-исполнительной сфере в частности.

Четвертым уровнем источников является ведом­ственная и межведомственная нормативная база: совместные приказы, инструкции Министерства юстиции и Генеральной прокуратуры РФ, Минюста и Минобразования РФ, Минобороны.

Читайте так же:  Льготы для пожилых граждан на пользование городским общественным транспортом

Локальные нормативные акты, издаваемые, например, начальниками конкретных учреждений уголовно-исполнитель­ной системы, не принадлежат к числу источников уголовно-исполнительного права, а представляют собой акты о применении норм права.

Например, правила внутреннего распорядка в конкретном уч­реждении, а также приказы, постановления о наложении взысканий на осужденных и т. д.

Таким образом, самостоятельность уголовно-исполнитель­ного права как отрасли отечественного права определяется специфическим предметом регулирования, методами правово­го регулирования и самостоятельной, частично кодифициро­ванной и иерархически выстроенной системой нормативных актов.

Дата добавления: 2015-02-19 ; просмотров: 457 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Место уголовно-исполнительного права в системе права

Уголовно-исполнительное право входит в общий комплекс отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, который образуют также уголовное и уголовно-процессуальное право. В этой связи важное значение приобретает место уголовно-исполнительного права в указанном правовом комплексе, его взаимосвязь и разграничение с уголовным и уголовно-процессуальным правом.

Уголовное право является базовым по отношению ко всем правовым от­раслям, регулирующим борьбу с преступностью, что предопределяет его первичность и одновременно единство целей, принципов и методов право­вого регулирования, достаточно единообразный понятийный аппарат этих отраслей.

Уголовное и уголовно-исполнительное право регулируют общественные отношения, возникающие при применении наказания и освобождении от него. В данной сфере правового регулирования отчетливо можно выделить приоритет уголовного права по отношению к уголовно-исполнительному. Уголовное право определяет понятие, цели, виды, основания наказания и освобождения от него, то есть формулирует ключевые юридические катего­рии, оставляя для уголовно-исполнительного права регулирование общест­венных отношений в сфере исполнения (отбывания) наказания.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Базовая роль уголовного права по отношению к утоловно-исполнительному опреде­ляется еще одним принципиальным положением. Как известно, форма жизни материального права есть процессуальный закон. Для уголовного права такой формой его реализации является не только уголовно-процессуальное, но и уголовно-исполнительное право. Имея общие с ним институ­ты, уголовное право определяет их материальное содержание, а уголовно-исполнительное право — процедурное.

Сравнительный анализ уголовного и уголовно-исполнительного зако­нодательства позволяет выделить три уровня взаимосвязи этих отраслей:

    1. на первом, высшем уровне обеспечивается единство целей, общих положений и принципов, понятийного аппарата, а также ведущих институтов данных отраслей законодательства (содержание наказания и его исполнение, систе­ма исправительных учреждений, основания освобождения от наказания);
    2. на втором уровне их взаимосвязь опосредуется: уголовный закон опреде­ляет сущность и содержание конкретных видов наказания и передает пол­номочия исполнительному закону устанавливать в определенном объеме лишения или ограничения прав и законных интересов осужденных при оп­ределении порядка исполнения (отбывания) конкретных видов наказания, но в пределах, им очерченных;
    3. на третьем уровне их взаимо­связь еще более опосредуется: уголовный закон создает лишь нормативные предпосылки для развития отдельных институтов и норм уголовно-испол­нительного права (например, оценка уголовным законом степени тяжести совершенного преступления предопределяет условия отбывания осужден­ным наказания).

Тесная взаимосвязь этих отраслей права предполагает необходимость их разграничения, что позволяет устранять конкуренцию и дублирование смежных институтов и норм. Исходное положение для решения этой про­блемы — понимание нормы уголовного права как материальной, а исполни­тельного — как процедурной. Иными словами, уголовно-исполнительное право как процедурное право по отношению к уголовному представляет со­бой форму реализации материального права, в частности, исполнение нака­зания. Поэтому рубежом в разграничении данных отраслей права должно стать понимание наказания с точки зрения его материального и исполни­тельного (процедурного) содержания.

Уголовно-исполнительное право тесно взаимосвязано с уголовно-процессуальным правом, прежде всего с разделом последнего, относящимся к исполнению приговора. Исполнение наказания есть составная часть испол­нения обвинительного приговора, и со вступлением его в законную силу на­чинают реализовываться нормы уголовно-исполнительного права. Уголовно-процессуальное право призвано обеспечить осуществление правосудия, в то время как уголовно-исполнительное право в определенной мере обеспе­чивает реализацию результатов правосудия, поскольку регулирует исполне­ние приговора в части наказания. Обе отрасли права оперируют общим по­нятийным аппаратом, имеют смежные институты и нормы (освобождение от отбывания наказания по болезни, условно-досрочное освобождение от нака­зания и замена наказания более мягким, изменение условий содержания осужденных к лишению свободы и т. д.). Разграничение названных отраслей права определяется тем, что уголовно-исполнительное право регулирует досудебную процедуру реализации указанных смежных институтов, а уголовно-процессуальное право — судебную процедуру.

Уголовно-исполнительное право тесно связано с конституционным пра­вом при регулировании правового статуса осужденных, с административным правом в сфере управления учреждениями и органами, исполняющими нака­зания, прохождения службы сотрудниками этих органов, применения ими физической силы, спецсредств и оружия к осужденным, а также с граждан­ским, семейным, финансовым и другими отраслями законодательства.

Таким образом, в единстве и взаимосвязи уголовно-исполнительного с другими отраслями права выражается системность права, реализуются его функции как самостоятельной правовой отрасли.

Предмет и система уголовно-исполнительного права

Введение

Предмет и система уголовно-исполнительного права

Уголовно-исполнительное право представляет собой самостоятельную отрасль права, которая характеризуется собственными предметом и методом правового регулирования, а также системой норм, регулирующих определенную группу общественных отношений.

С принятием Уголовно-исполнительного кодекса завершилось формирование соответствующей отрасли законодательства. В соответствии с ч. 2 ст. 2 УИК кодекс устанавливает общие положения и принципы исполнения наказании, применения иных мер уголовно-правового воздействия, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации (УК); порядок и условия исполнения и отбывания наказания, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждении и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления; иных организации, общественных объединении, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания и оказания помощи освобожденным лицам.

Читайте так же:  Сколько дней отпуск у учителей в школе и других педогогов

Общие положения и принципы исполнения наказании закреплены в главе I УИК, они образуются из целей и задач, структуры и содержания уголовно-исполнительного законодательства, из его места в системе международно-правовых актов, относящихся к обращению с осужденными.

К предмету уголовно-исполнительного права ч. 2 ст. 2 УИК относит регламентацию деятельности учреждении и органов, исполняющих наказания. Наиболее полно уголовно-исполнительным законодательством урегулирован порядок деятельности исправительных учреждений, на которые возложено исполнение лишения свободы. Этому посвящен раздел IV УИК, а также главы II и III Закона Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”. Порядок деятельности уголовно-исполнительных инспекций, исполняющих такие виды наказания, как обязательные и исправительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, урегулирован в разделе II, в главах 4, 6, 7 УИК. Кодекс также подробно регламентирует деятельность других учреждений уголовно-исполнительной системы, а также органов, исполняющих наказания в отношении военнослужащих.

Впервые в предмет регулирования уголовно-исполнительного законодательства включен порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в исправлении осужденных и в контроле за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание (ст. 19, 24, 56, ч. 4 ст. 96 УИК и др.).

В предмет уголовно-исполнительного права входит регулирование деятельности организаций, в которых работают осужденные к лишению свободы и лица, в отношении которых исполняется наказание, не связанное с лишением свободы. Так, ст. 43 УИК подробно регламентирует обязанности администрации предприятий, учреждений и организаций по месту отбывания осужденными исправительных работ, в частности контроль за их поведением па производстве и в быту и проведение с ними воспитательной работы. На администрацию организации возлагается ряд обязанностей, которые подлежат выполнению для обеспечения исполнения конкретных видов наказании (ч. 4 ст. 33, ст. 34 УИК и др.).

Ряд норм уголовно-исполнительного законодательства регулирует деятельность администрации исправительных учреждении по отношению к гражданам, находящимся на территории этих учреждений, а также устанавливает правила поведения этих лиц. Такие случаи предусмотрены для обеспечения безопасности священнослужителей при посещении ими штрафных изоляторов, одиночных камер колонии особого режима и помещении камерного типа, а также иных граждан, работающих на производственных объектах, где используется труд осужденных. Кроме того, устанавливаются определенные правила поведения этих лиц.

Таким образом, предметом уголовно-исполнительного права является регулирование общественных отношении по исполнению (отбыванию) всех видов уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера по применению к осужденным средств исправления, а также общественных отношений, связанных с участием органов государственной власти и органов местною самоуправления в работе по контролю за деятельностью учреждении и органов, исполняющих наказания, и оказанию им помощи в исправлении осужденных; между администрацией исправительных учреждений, общественными объединениями и гражданами в связи с их участием в исправлении осужденных или посещением исправительных учреждении.

Уголовно-исполнительное право является самостоятельной отраслью права и характеризуется наличием собственного метода регулирования общественных отношений, входящих в ее предмет. Поскольку наказание представляет собой форму государственного принуждения, его исполнение предопределяет характер основного метода правового регулирования — императивный, предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Однако это не исключает применения и иных методов правового регулирования — диспозитивного, поощрения и т.д.

В качестве признака самостоятельности отрасли права в теории права указывается на наличие особой системы правовых норм, созданных для регулирования определенного вида общественных отношений, возникающие при применение наказания и освобождении от него.

Уголовно-исполнительное право находится в единстве и взаимосвязи с криминологией, уголовным правом, уголовно-процессуальным правом, конституционным правом, административным правом, а также гражданским, семейным, финансовым и трудовым правом и другими отраслями законодательства, чем выражается системность права в целом, реализуются его функции как самостоятельной правовой отрасли.

Изложенные выше положения, относящиеся к предмету и методу правового регулирования, системе законодательства, позволяют определить уголовно-исполнительное право как самостоятельную отрасль российского права, регулирующую общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов наказания, применения средств исправительного воздействия. В этих отношениях участвуют учреждения и органы, исполняющие приговоры к различным видам наказания, органы государственной власти и местного самоуправления, общественность в связи с выполнением возложенных на них задач, администрация организаций, на которых работают осужденные, а также отдельные граждане.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2016-11-12 ; просмотров: 450 | Нарушение авторских прав

Источники


  1. Кудрявцев И. А., Ратинова Н. А. Криминальная агрессия; Издательство МГУ — Москва, 2013. — 192 c.

  2. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 2. — Москва: РГГУ, 2016. — 451 c.

  3. Зайцева Т. И., Медведев И. Г. Нотариальная практика. Ответы на вопросы. Выпуск 3; Инфотропик Медиа — М., 2010. — 400 c.
  4. Юсуфов, А. Г. История и методология биологии / А.Г. Юсуфов, М.А. Магомедова. — М.: Высшая школа, 2014. — 238 c.
Предмет и система уголовно-исполнительного права в россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here