Порядок установки тарифов на водоснабжение в россии

В этой статье мы постарались раскрыть тему: "Порядок установки тарифов на водоснабжение в россии". Здесь собрана и структурирована вся информация о теме, что позволяет найти полный ответ на ваш вопрос. Но, если все же остались вопросы, то вы всегда можете их задать нашему дежурному юристу.

Порядок установки тарифов на водоснабжение в России

Плата за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения МУП города Хабаровска «Водоканал» на 2019 г.

В соответствии с постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, от 19.12.2018 г. № 40/91 (размещено на официальном сайте laws.khv.gov.ru) установил:

1. Ставки тарифов за подключаемую нагрузку к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведение объектов с подключаемой нагрузкой менее 250,0 куб. м. в сутки

Ставка тарифа, без НДС

Ставка тарифа за подключаемую нагрузку водопроводной сети

руб./куб. м в сутки

Ставка тарифа за подключаемую нагрузку канализационной сети

руб./куб. м в сутки

2. Ставки тарифов за протяженность к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведение объектов с подключаемой нагрузкой менее 250,0 куб. м в сутки:

Ставка тарифа за протяженность
водопроводных сетей, без НДС

Судебная практика о порядке формирования тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения

Верховным Судом Российской Федерации в 2018 году рассмотрено более 50 споров искам об оспаривании решений органов тарифного регулирования об установлении (корректировке) тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения.

Руководитель юридического департамента ГК «Водоканал Эксперт» Елена Захарова подготовила краткий обзор основных выводов Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении споров о порядке формирования тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения в 2018 году.

Основные вопросы касались установления законных оснований владения имуществом, используемого в регулируемой деятельности, невозможности установления тарифов выше и ниже экономически обоснованного уровня для различных категорий потребителей, учета предельного допустимой величины роста тарифов и основных требований при формировании некоторых экономически обоснованных затрат.

Общие вопросы формирования тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения:

Выводы и обоснования Верховного Суда Российской Федерации могут быть использованы регулируемой организацией и органами тарифного регулирования при формировании, утверждении, обосновании тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе в целях исключения повторных ошибок всех заинтересованных (участвующих) в фор мировании тарифов лиц.

Расчет отдельных статей затрат:

Расчет расходов на оплату труда:

  1. Суд еще раз подтвердил необходимость учета Регионального тарифного соглашения при расчете расходов на оплату труда согласно пункту 17 Методических указаний №1746-э (Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 11.01.2018 N 7-АПГ17-8, городской округ Кинешма Ивановской области).
  2. Достаточно любопытным представляется обоснование неприменения понижающего коэффициента 0,5, установленного в примечании 3 к таблице 16 приказа Госстроя РФ от 22 марта 1999 г. N 66 при расчете расходов на оплату труда основного производственного персонала, заключающееся в том, что отсутствуют методические указания и разъяснения по порядку применения понижающего коэффициента не более 0,5 при расчете численности машинистов для обслуживания частично автоматизированных насосных установок, в частности, не урегулировано, каким образом следует определять степень автоматизации (полная, средняя и т.д.) и какой коэффициент надлежит применять (например, в интервале от 0,1 до 0,5), притом что автоматизация насосных станций не всегда приводит к сокращению численности машинистов (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 01.03.2018 N 33-АПГ18-4, Ленинградская область).

Расчет предпринимательской прибыли:

  1. При определении расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации Суд указал, что уменьшение установленного размера (5% расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования) недопустимо, в том числе и по такому основанию как недопущение превышения размера коммунальных платежей над максимальным допустимым уровнем изменения размера платы за коммунальные услуг (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 16.01.2018 N 41-АПГ17-14, г. Сальск и Сальский район Ростовской области).

Обязательность раздельного учета расходов:

  1. Суд установил последствия неведения раздельного учета расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности, указав, что в целях исключения повторного учета одних и тех же затрат, необходимая валовая выручка регулируемого вида деятельности уменьшается на процент, который приходится на общую сумму затрат по нерегулируемым видам деятельности (Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 26.07.2018 N 65-АПГ18-5, г. Биробиджан Еврейской автономной области).
  2. Суд также указал последствия понесенных экономически необоснованных расходов регулируемой организации, установив, что такие расходы полностью исключаются из необходимой валовой выручки, если стоимость оплаты определена по договорам, заключенным не на торгах и не представлены документы, обосновывающие экономическую целесообразность заключения таких договоров. При этом из необходимой валовой выручки исключается полностью вся сумма по таким договорам, в том числе НДС (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 28.02.2018 N 14-АПГ17-18, город Воронеж Воронежской области).

Выводы и обоснования Верховного Суда Российской Федерации могут быть использованы регулируемой организацией и органами тарифного регулирования при формировании, утверждении, обосновании тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе в целях избежания повторных ошибок всех заинтересованных (участвующих) в формировании тарифов лиц.

Порядок установки тарифов на водоснабжение в России

Ежегодно в России дорожает практически все: продукты питания, топливо, коммунальные услуги, одежда и прочие товары и услуги. При этом в большинстве случаев рост цен зависит подорожания на другие товары. Так, например, стоимость топлива влияет практически на все виды товаров и услуг, потому что без него невозможно осуществить их доставку конечному потребителю. Также и стоимость водоснабжения оказывает важную роль как в виде конечного продукта, так и при использовании его в технологических процессах.

Читайте так же:  Коммерческий подкуп — признаки преступления и законная ответственность

Причины подорожания

Правительство России связывает ежегодное подорожание коммунальных услуг с инфляцией. Подсчет ее осуществляется ежегодно в начале наступившего года. На основании этого закладывается и будущий бюджет, и социальные выплаты гражданам, и в том числе тарифы на коммунальные услуги.

В 2019 году подорожание на водоснабжение произошло не в начале года, а только с 1 июля. В Москве уже несколько лет подряд повышение тарифов осуществлялось именно 1 июля. Повышение составило 4,9% по отношению к прошлогодним цифрам. При этом на 2019 год запланировано повышение в размере 4,4%.

Единственным положительным моментом является тот факт, что установленные тарифы могут увеличиваться только 1 раз в год. Соответственно, повторное увеличение в 2019 году не планируется.

Порядок расчета

Любое водоснабжение относится к коммунальным услугам, соответственно, на него распространяются все законодательные положения, относящиеся к данным услугам.

При формировании тарифов на следующий год поставщики услуг вносят обоснования необходимости повышения. При этом должен быть указан определенный процент необходимого повышения. Все компании, предоставляющие коммунальные услуги, входят в государственный реестр компаний.

После этого расчеты каждой компании проверяются специалистами, и устанавливаются усредненные цифры для каждого региона. В зависимости от определенного субъекта РФ и его особенностей формирования системы водоснабжения, а также затрат на содержание и обслуживание всей системы, устанавливаются различные тарифы.

При расчете 1 кубометра холодной воды учитываются следующие затраты:

  1. Техническое обслуживание всей системы водоснабжения, включая ее ремонт.
  2. Оплата труда работникам, исходя из МРОТ для данного региона.
  3. Прибыль или убытки за прошлые периоды.
  4. Амортизация всей системы водоснабжения.
  5. Стоимость необходимых материалов и работ для проведения плановых мероприятий по содержанию системы водоснабжения.
  6. Обязательные платежи в виде налогов и других сборов.
  7. Такие статьи расходов, как топливо и электроэнергия.
  8. Прочие финансовые затраты.

Аналогичным образом рассчитывается и стоимость 1 кубометра горячей воды. Безусловно, горячая вода имеет более высокую стоимость. Средние расценки по стране составляют 10-30 рублей за холодную воду и 60-130 за горячую воду в текущем году.

Влияние счетчиков

В последнее время всех граждан обязали устанавливать счетчики на горячую и холодную воду. Это очень удобно для того, чтобы не переплачивать за установленные на каждого человека определенные нормы кубометров воды.

Кроме этого, если установлены счетчики по всему дому, намного проще определить утечку излишней воды и несанкционированное ее использование.

[1]

Для стимуляции людей установить счетчики в свои квартиры законодательством было выпущено постановление, что для тех квартир, где не установлены счетчики, стоимость коммунальных услуг будет увеличена в 1,5 раза. Таким образом, получается существенно выгоднее установить счетчик и оплачивать коммунальные платежи согласно его показаниям.

[3]

В прошлом году этот коэффициент составлял 1,4. Поэтому фактически с учетом ежегодного повышения тарифов повышение коммунальных услуг составило в среднем 7%.

Стоимость в регионах

Для различных субъектов РФ стоимость водоснабжения различна и зависит от вышеперечисленных факторов. При этом она ежегодно увеличивается согласно установленным тарифам на каждый год. Стоимость тарифов в каждом регионе нужно смотреть на официальных сайтах водоканалов в каждом субъекте либо на сайтах органов самоуправления.

В Москве стоимость тарифов на воду зависит от категории потребителя. Выделяют следующие группы:

  • организации, связанные с водопроводно-канализационной деятельностью;
  • собственники нежилых помещений;
  • бюджетные предприятия;
  • населения.

В зависимости от данной категоризации, в настоящее время действуют следующие тарифы:

  1. Группа считается наиболее льготной, для предприятий, занятых водопроводной деятельностью, стоимость холодной воды составляет 22,81 рубль, а горячей 146,63 рублей.
  2. Для владельцев нежилых строений холодная вода рассчитывается по тарифу 30 рублей за кубометр, а горячая — 147,58 рублей.
  3. Бюджетные компании также оплачивают 30 рублей за кубометр холодной воды и 147,58 за горячую воду.
  4. Наиболее дорогостоящая категория – граждане, они оплачивают холодную воду по тарифу 35,40 рублей за кубометр и 173,02 рубля за кубометр горячей воды.

Аналогичное деление категорий граждан может быть проведено в любом субъекте РФ на свое усмотрение. Главное, чтоб это было обосновано и подтверждено фактическими затратами.

Правительство России вынуждает своих граждан произвести затраты на покупку и установку счетчиков, потому что это принесет в дальнейшем экономию воды не только для каждого члена семьи, но и в целом по стране.

Несмотря на то, что раньше производился расчет исходя из нормативов на 1 человека, определить четкие нормы потребления воды на 1 человека практически невозможно. Это связано и с индивидуальными особенностями граждан, и особенностями самого региона.

По общим правилам на город подается определенное установленное количество воды. Из общего объема вычитается количество воды, которая учитывается установленными счетчиками. Остальное количество воды делится на оставшуюся сумму зарегистрированных граждан в этом населенном пункте. Именно они и оплачивают всю остальную воду, независимо от того, использовали они ее фактически или нет. При этом они имеют еще и повышающий коэффициент при оплате воды по тарифам.

Но не стоит забывать, что зачастую происходит и утечка воды вследствие несанкционированных действий различных действий граждан и предприятий, а также по причине аварийных ситуаций в системе водоснабжения.

Также влияют климатические условия региона на количество потребляемой воды. Так как в зависимости от температурного природного режима зависит необходимое количество тепловой энергии для согревания воды до определенной температуры.

Среднестатистические показатели нормы расхода воды на каждого человека установлены в размере 6 кубических метров холодной воды и 3 кубометров горячей воды. Эта норма установлена на месяц. Если рассчитывать дневной показатель, то он составит 200 л холодной воды и 100 л горячей воды.

Принимая во внимание эти средние данные, легко можно сравнить их с показаниями счетчиков. Если счетчик показывает ежемесячно суммы значительно выше средних, то стоит проверить возможные утечки воды.

Читайте так же:  Отключение электроэнергии за неуплату услуг жкх

Если в квартире не установлен счетчик на воду, то собственник жилья должен будет оплачивать усредненный показатель расхода воды на каждого зарегистрированного человека в его квартире, а также следующие затраты:

  • полив газонов по всему городу;
  • расход воды при тушении пожаров;
  • утечки воды в доме и по всему городу;
  • все нелегальные подключения и несанкционированное использование воды.

Все эти суммы будут делиться на граждан, у которых не установлены счетчики. Государство принимает все меры, чтобы данные собственники смогли сэкономить и установили счетчики на коммунальные услуги. В настоящее время действительно выгодно оплачивать все услуги по счетчикам. При этом каждый владелец может проанализировать фактический расход воды и попытаться сэкономить в следующих месяцах.

Порядок установки тарифов на водоснабжение в России

Информация по формированию тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду, подвоз воды и водоотведение для потребителей МУП города Хабаровска «Водоканал»

Формирование тарифов осуществляется на основании производственных программ предприятия в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»,
  • Постановление Правительства РФ от 13.05.2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»,
  • Приказ ФСТ России от 27.12.2013 г № 1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»,
  • Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения»,
  • Приказ Министерства регионального развития РФ от 10.10.2007 г. № 101 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса»,
  • Приказ ФСТ России от 16.07.2014 г. № 1154-э «Об утверждении Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».

Ежегодно, в срок до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, МУП города Хабаровска «Водоканал» разрабатывает и представляет в Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее Комитет) проект производственной программы и предложения об установлении тарифов, обеспечивающих финансовые потребности предприятия по осуществлению своей деятельности и достижению целевых показателей. Производственная программа разрабатывается на срок действия регулируемых тарифов. Тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения рассчитываются в соответствии с «Методическими указаниями по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», утверждёнными Приказом ФСТ России от 27.12.2013 г № 1746-э.

Постановлением Администрации города Хабаровска от 01.07.2013 г. № 2424 МУП города Хабаровска «Водоканал» определён гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения городского округа «Город Хабаровск». В связи с чем, Комитет устанавливает для предприятия следующие, входящие в систему регулируемых, тарифы:

  • Тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение)
  • Тариф на техническую воду
  • Тариф на подвоз воды
  • Тариф на водоотведение.

Тариф на подвоз воды рассматривается Комитетом в случае обращения органов местного самоуправления, принявших решение о необходимости установления такого тарифа.

Установление тарифов производится путём открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов. Комитет проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтённых при расчёте тарифов, корректности определения параметров расчёта тарифов и отражает её результаты в своём экспертном заключении.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Решение об установлении тарифов принимается Комитетом по итогам заседания правления не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы.

Тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения до 01.01.2016 г. устанавливались предприятию на один год с календарной разбивкой в соответствии с предельными индексами, установленными Федеральной службой по тарифам.

С 01.01.2016 г. предприятие перешло на долгосрочное тарифное регулирование. Это позволяет предприятию вести сбалансированную текущую финансово – хозяйственную деятельность, а также формировать свои инвестиционные программы на длительный период в зависимости от утверждённых тарифов.

Расчёт тарифов основан на определении необходимой валовой выручки (НВВ) предприятия на планируемый период. НВВ определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых для осуществления регулируемых видов деятельности и обеспечения достижения целевых показателей деятельности предприятия, предусмотренных инвестиционными и производственными программами в течение периода регулирования.

НВВ и долгосрочные тарифы ежегодно корректируются с учётом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчёте тарифов от плановых значений.

При расчёте НВВ учитываются потери воды и потребление воды предприятием на собственные нужды.

Объёмы отпуска воды (отведения сточных вод), определяются исходя из фактических объёмов и динамики отпуска воды (отведения сточных вод) за последние три года.

НВВ определяется как сумма планируемых:

  • Производственных расходов;
  • Ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонты;
  • Административных расходов;
  • Сбытовых расходов;
  • Расходов на амортизацию основных средств;
  • Расходов на арендную плату;
  • Расходов, связанных с оплатой налогов и сборов;
  • Нормативной прибыли.

При расчёте НВВ учитываются расходы по эксплуатации переданных в установленном порядке предприятию бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения.

Планируемые показатели по каждой статье затрат определяются на основе анализа фактических затрат с учётом их изменения в планируемом периоде путём:

  • оценки уровня доступности тарифов для абонентов;
  • учёта влияния на величину затрат изменения объёмов реализуемых услуг в результате установки приборов учёта;
  • учёта дополнительных затрат для выполнения производственной программы предприятия, при этом оценивается потребность в инвестиционных ресурсах для финансирования намеченных мероприятий по развитию производства, ремонту основных фондов, внедрению новых технологий и оборудования;
  • учёта уровня инфляции на планируемый период.

Планированию себестоимости предшествует работа по разработке производственной программы предприятия. Основой этой программы является план реализации услуг в натуральном выражении с учётом прогноза внедрения систем учёта потребляемых ресурсов у абонентов, а также мероприятий по совершенствованию технологий, позволяющих уменьшить объём нерационального расхода чистой воды в процессе её производства и доставки до потребителя.

Читайте так же:  Иск по выплате алиментов — есть ли у него срок давности

В составе производственных расходов учитываются:

  • расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение;
  • расходы на приобретаемые электрическую и тепловую энергии;
  • расходы на покупную холодную воду;
  • расходы на оплату выполняемых сторонними организациями работ и услуг, связанных с эксплуатацией централизованных систем водоснабжения и водоотведения;
  • расходы на оплату труда и отчисления на страховые взносы основного производственного персонала;
  • общехозяйственные расходы;
  • прочие производственные расходы, непосредственно связанные с содержанием и эксплуатацией объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, в том числе расходы на осуществление производственного контроля качества воды и производственного контроля состава и свойств сточных вод, включая расходы на оборудование лабораторий, приобретение приборов и реагентов, используемых для анализа качества воды, состава и свойств сточных вод.

Расходы регулируемой организации на приобретение используемых ею для производственных нужд сырья и материалов, а также на их хранение рассчитываются как сумма расходов по каждому виду сырья и материалов, являющихся произведением плановых (расчетных) цен на сырье и материалы, и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов.

Расходы на приобретаемые электрическую и тепловую энергии определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых электрической и тепловой энергии на соответственно плановые (расчетные) тарифы на электрическую и тепловую энергии.

Расходы на оплату труда формируются исходя из нормативов численности после их анализа и корректировки. Принимаются во внимание фактически сложившаяся на предприятии среднемесячная заработная плата, увеличение размера тарифной ставки рабочего первого разряда в соответствии с Соглашением о внесении изменений и дополнений в Отраслевое тарифное соглашение в ЖКХ РФ на соответствующий период, а также штатное расписание и организационная структура предприятия.

Амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов определяются на основании действующего метода начисления амортизации и балансовой стоимости основных фондов

Затраты на ремонт и техническое обслуживание определяются из плана ремонтных работ на год, подтверждаются сметами на их выполнение. В плане ремонтных работ указывается источник выполнения работ, выделяются работы, выполняемые хозспособом и по договорам с организациями – подрядчиками.

Затраты на проведение АВР планируются исходя из фактических затрат, сложившихся в предшествующем году. Эта статья комплексная, включающая в себя расходы затраты на материалы, ГСМ, используемые аварийными машинами при ликвидации аварий.

Расходы на покупную воду рассчитываются исходя из потребности в покупной воде в натуральном выражении и тарифа на данную воду. Для водоснабжения ТЭЦ № 3 ПАО «ДГК» очищенной водой предприятие приобретает холодную воду, поступающую с насосной станции первого подъёма ТЭЦ № 3, очищает её и подаёт на ТЭЦ №3, которая в дальнейшем используется для горячего водоснабжения города. Расходы по этой статье напрямую зависят от потребностей подразделений ПАО «ДГК» в воде.

Общехозяйственные расходы включают в себя затраты, связанные с управлением и содержанием подразделений предприятия. Это:

  • отопление и освещение зданий и сооружений,
  • оплата труда цехового и административно-управленческого персонала с учётом страховых взносов,
  • оплата труда работников лаборатории с учётом страховых взносов,
  • затраты по охране объектов ВКХ,
  • расходы по охране труда и технике безопасности,
  • командировочные и транспортные расходы,
  • оплата услуг сторонних организаций (консультационные, информационные, услуги связи, лицензионные и прочие услуги),
  • аудиторские услуги,
  • представительские расходы,
  • страхование имущества,
  • затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров.
  • прочие расходы.

При определении размера расходов, связанных с уплатой налогов и сборов, учитываются:

  • налог на прибыль;
  • налог на имущество организаций;
  • водный налог и плата за пользование водным объектом;
  • транспортный налог;
  • плата за негативное воздействие на окружающую среду в пределах установленных нормативов и лимитов, в том числе в соответствии с планами снижения сбросов.

При определении необходимой валовой выручки нормативная прибыль включает в себя:

  • средства на возврат займов и кредитов, проценты по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционной программы и пополнение оборотных средств;
  • расходы на капитальные вложения (инвестиции) на период регулирования, определяемые на основе утвержденных инвестиционных программ;
  • расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективными договорами.

Производственные расходы должны покрывать расходы на осуществление производственной программы предприятия.

В целях снижения затрат и сокращения себестоимости услуг на предприятии разработана и действует Программа по ресурсосбережению, предусматривающая внедрение прогрессивных технологий в производство, установку и использование нового оборудования, техники, модернизацию действующего оборудования. В соответствии с данной программой производится перевод насосных станций на автоматический режим работы, устанавливаются приборы учёта расхода энергоресурсов, внедряются новые технологии очистки воды и стоков, ремонта сетей, расхода воды на собственные нужды.

В связи с кризисными явлениями в экономике страны предприятием разработаны и внедряются антикризисные мероприятия, мероприятия по сокращению издержек и повышению эффективности производства.

Тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение устанавливаются на основании необходимой валовой выручки и расчётного объёма отпуска воды, объёма принятых сточных вод.

Тарифы определяются в рублях на единицу услуги:

  • по водоснабжению – на 1 м3 реализованной воды,
  • по водоотведению – на 1 м3 отведённой сточной жидкости.

После проведения экспертизы экономической обоснованности тарифов на питьевую воду и техническую воду, водоотведение, на подвоз воды Комитет своим постановлением устанавливает тарифы для потребителей МУП города Хабаровска «Водоканал».

Письмо ФАС России от 14.06.2016 №АД/40064/16 «О передаче прав владения и (или) пользования объектов теплоснабжения, систем горячего или холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности»

В соответствии с пунктом 48 Плана оказания Методической помощи территориальным органам ФАС России в 2016 году, утвержденного приказом ФАС России от 30.03.2016 № 379/16, а также в связи с поступающими обращениями, в том числе территориальных органов ФАС России, о разъяснении применения антимонопольного законодательства по вопросу передачи прав владения и (или) пользования в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности, путем предоставления государственной или муниципальной преференции (далее — преференции), то есть без проведения соответствующих процедур торгов, на основании положений Главы 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), по результатам проведенного анализа практики рассмотрения территориальными органами ФАС России заявлений о даче согласия на предоставление указанных преференций ФАС России направляет настоящие разъяснения.

Читайте так же:  Замена счетчика горячей или холодной воды — особенности и порядок проведения

I. С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 №103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 103-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон о водоснабжении) и статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении).

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных Законом о водоснабжении особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении.

Согласно части 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных Законом о теплоснабжении особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Таким образом, если все объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в отношении которых планируется передача прав владения и (или) пользования, были введены в эксплуатацию менее чем за пять лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса, в отношении таких объектов может быть заключен договор аренды, в ином случае — только концессионное соглашение.

При этом, согласно части 33 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении договор аренды объекта теплоснабжения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 23 данной статьи, является ничтожным.

Аналогичные требования содержатся в части 3 и 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении.

Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Таким образом, договор аренды, заключенный с нарушением требований части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении и части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, в том числе путем предоставления муниципальной преференции, является ничтожным и считается недействительным с момента его заключения.

Кроме того, в соответствии с подпунктом «а» пункта 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица — передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное право в отношении недвижимых объектов (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, земельных участках).

Согласно подпункту «а» пункта 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, к заявлению об установлении тарифов прилагаются копии правоустанавливающих документов (копии гражданско- правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица — передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности.

Таким образом, в случае представления в орган регулирования договора аренды объектов ЖКХ, заключенного с нарушением требований части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении и части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, хозяйствующий субъект не может подтвердить законное основание владения и пользования в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности.

Читайте так же:  Схемы и варианты досрочного погашения ипотечного кредита

Обращаем внимание, что в соответствии с частями 5 и 6 статьи 5 Закона № 103- ФЗ с 08.05.2013 и до 01.01.2015 допускалась передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении и частями 3 и 4 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, по договору аренды объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

С учетом изложенного передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, при условии, что срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию объекта теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет, до 01.01.2015 могло осуществляться посредством заключения договора аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Таким образом, законодательством Российской Федерации был установлен переходный период, позволяющий до 01.01.2015 заключать договоры аренды на срок до 3 лет по правилам, предусмотренным, в том числе, Законом о защите конкуренции.

При этом в указанный трехлетний период необходимо было проводить мероприятия по подготовке к заключению концессионного соглашения.

Таким образом, в настоящее время законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности передавать объекты теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения путем предоставления преференции.

С учетом изложенного, ФАС России обращает внимание на то, что письмо от 13.12.2013 № ЦА/50686/13 утратило актуальность и сообщает о необходимости руководствоваться нормами действующего законодательства Российской Федерации.

II. Следует отметить, что согласно Федеральному закону от 21.07.2005 № 115- ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Закон о концессии) конкурсная документация разрабатывается, в том числе на основании схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Согласно положениям пункта 3 статьи 29 Закона о теплоснабжении (вступившим в силу 30.07.2010) утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов уполномоченными в соответствии с Законом о теплоснабжении органами должно быть осуществлено до 31 декабря 2011 года.

Согласно положениям пункта 2 статьи 42 Закона о водоснабжении (вступившим в силу 10.12.2011) до 1 июля 2013 года органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.

Таким образом, законодательством Российской Федерации был установлен достаточный срок для реализации государственной политики по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций, а также для введения института концессий.

III. Кроме того, обращаем внимание, что 01.02.2015 вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2014 № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 265-ФЗ).

[2]

Законом о концессии (в редакции Закона № 265-ФЗ) предусмотрены случаи заключения концессионного соглашения без проведения торгов. Так, согласно части 4.1 статьи 37 Закона о концессии с 01.05.2015 допускается заключение концессионного соглашения без проведения торгов по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37 указанного Федерального закона, в порядке, установленном частями 4.2 — 4.10 и 4.12 указанной статьи.

Таким образом, в настоящее время в Законе о концессии предусмотрены основания и порядок передачи объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в концессию без проведения торгов и без использования механизма предоставления преференций.

IV. ФАС России по результатам проведенного анализа практики рассмотрения территориальными органами ФАС России заявлений о даче согласия на предоставление указанных преференций также обращает внимание на то, что решение по результатам рассмотрения таких заявлений антимонопольный орган, являясь юридическим лицом, принимает самостоятельно, основываясь на нормах действующего законодательства Российской Федерации. Указанное решение может быть оспорено исключительно в судебном порядке.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В силу положений части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции решение о возможности предоставления хозяйствующим субъектам преференции принимают указанные в данной норме права органы и организации. Дача антимонопольным органом согласия на предоставление преференции не влечет обязанности указанных органов и организаций по ее предоставлению, в связи с чем последние вправе уведомить антимонопольный орган об отказе в предоставлении такой преференции.

Источники


  1. Котов, Д. П. Вопросы судебной этики / Д.П. Котов. — М.: Знание, 2014. — 127 c.

  2. Теория государства и права. — М.: Астрель, Сова, 2013. — 591 c.

  3. Гурочкин, Ю.; Соседко, Ю. Судебная медицина. Учебник для юридических и медицинских вузов; М.: Эксмо, 2011. — 320 c.
  4. ред. Грязнова, А.Г.; Федотова, М.А. и др. Оценка недвижимости; М.: Финансы и статистика, 2013. — 496 c.
Порядок установки тарифов на водоснабжение в россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here