Ответственность за самовольное занятие земельного участка в рф

В этой статье мы постарались раскрыть тему: "Ответственность за самовольное занятие земельного участка в рф". Здесь собрана и структурирована вся информация о теме, что позволяет найти полный ответ на ваш вопрос. Но, если все же остались вопросы, то вы всегда можете их задать нашему дежурному юристу.

Привлечение к административной ответственности за самовольное занятие земельного участка

Рубрика: 1. Общие вопросы

Дата публикации: 30.04.2015

Статья просмотрена: 1382 раза

Библиографическое описание:

Круглова Е. П., Чмыхало Е. Ю. Привлечение к административной ответственности за самовольное занятие земельного участка [Текст] // Науки о Земле: вчера, сегодня, завтра: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 14-19. — URL https://moluch.ru/conf/earth/archive/161/8002/ (дата обращения: 05.09.2019).

В настоящее время совершение физическими и юридическими лицами правонарушений в области земельного законодательства становится всё более частым явлением и волнует, как законодателя, так и собственников земельных участков. Для реализации принципа равной защиты государственной, муниципальной, частной и иных форм собственности, закрепленного в п. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации, действующим законодательством предусмотрена возможность применения административной ответственности за правонарушения в области охраны права собственности. Данным проблемам посвящена глава 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Земельное правонарушение представляет собой виновное противоправное действие, причиняющее вред земельным отношениям. Как и любое другое правонарушение, оно наносит только отрицательные последствия, поскольку посягает на установленный в государстве земельный правопорядок, призванный обеспечить права и законные интересы лиц, использующих земельные участки, а также охрану земельных ресурсов и их рациональное использование. [1].

Одним из самых распространенных нарушений земельного законодательства является самовольное занятие земельного участка. Данному правонарушению посвящена статья 7.1 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за самовольное занятие земельного участка или его использование без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

Под самовольным занятием земельных участков понимается определенные действия лиц, подтверждающие фактическое использование конкретного земельного участка без разрешения на то органа исполнительной власти или местной администрации.

Собственно, «самовольное занятие» земельного участка заключается в том, что лицо использует земельный участок, не имея на это правовых оснований и против воли собственника, а, поэтому любой незаконный захват земельного участка как физическим, так и юридическим лицом — есть прямое нарушение земельного законодательства, которое приносит исключительно негативные последствия землепользователям, а также урон экономике страны. В том случае, если участок самовольно захвачен из государственных земель или земель запаса, то вред наносится государству. [2].

Содержание статьи 7.1 КоАП, помимо самовольного занятия земельного участка, содержит в себе дополнительно ещё два состава административного правонарушения: использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю и использование земельного участка без оформленных в установленном порядке документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

К самовольному занятию, в частности, отнесено: использование земельного участка до принятия соответствующим органом исполнительной власти решения о его предоставлении; огораживание участка, принятии мер, препятствующих доступу законных владельцев; противоправная застройка земельного участка; расширение границ земельного участка путём самовольного (необоснованного) вынесения ограждения земельного участка за его фактические границы, а также размещение строений или осуществление складирования за границами предоставленного гражданину участка.

Следствием данного правонарушения является в соответствии с п. 1 ст. 60 Земельного кодекса обязанность лица, осуществившего самозахват земельного участка, восстановить нарушенные им права. А самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляются виновными лицами за свой счет. [3].

Ответственность за самовольный захват земли выражается в наложении административного штрафа. При этом стоит отметить, что 20-го марта 2015 г. вступили в законную силу поправки к Кодексу об административных правонарушениях, которые существенно увеличили размер штрафа за самовольное занятие земельного участка, использование его не по целевому назначению. Отныне исчисление штрафа осуществляется в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, что позволит при определении размера штрафа учитывать индивидуальные характеристики конкретного участка. В настоящее время за данное правонарушение собственникам придется заплатить сумму в 10 раз больше, чем раньше. Так, самозахват или неоформление, будут стоить нарушителю не менее 5 000 рублей. Отдельные санкции как для физических, так и для юридических лиц, увеличились в 20 и даже 30 раз.

Проблему самовольного захвата земельных участков можно рассмотреть на примере нового субъекта Российской Федерации — Республики Крым, на территории которой самозахват земель приобрел массовый характер с 1941 по 1944 года, после возвращения депортированных национальностей — немцев, крымских татар, греков, болгар и крымчан. [4]. Они, не имея возможности получить участки на законных основаниях, вынуждены были пойти на самовольное занятие земель. Этот вопрос долгие годы оставался неурегулированным и только после принятия Федерального конституционного закона о 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым» на полуострове взялись за решение данной острой проблемы, игнорируемой украинской властью в течение многих лет.

В ходе проведенной инвентаризации земель выяснилось, что в Крыму в состоянии самовольно захваченных земель находится 59 земельных массивов общей площадью около 1,500 тысячи гектаров. Кроме того, на данных территориях расположено 2545 различных строений и сооружений. В частности, это районы Алушты, Ялты, Симферопольского и Судакского района. В этой ситуации глава субъекта Сергей Аксенов внес в парламент законопроект «О регулировании вопросов, связанных с самовольным занятием земель на территории Республики Крым», который предоставил людям реальную возможность спустя столько лет получить землю и узаконить свои права на нее.

В связи с данным нововведением земельные участки могут получить льготные категории граждан, а именно: ветераны войны, многодетные семьи, чернобыльцы, лица, проживающие в аварийных домах, семьи, в которых обеспеченность жилой площадью составляет не более 10 метров на человека, а также жертвы незаконного переселения с территории Крымской АССР по национальному признаку в 40-ые годы прошлого века.

Итак, за все время нахождения Крыма в составе Украины земельный вопрос разрешен не был, хотя и очень остро стоял для тех граждан, которые имели все законные основания для предоставления занятых земельных участков в собственность, но не могли этого сделать из-за множества бюрократических препятствий. Так стали появляться так называемые «поляны протеста», на которых крымские татары проводят акции с призывом узаконить самозахват земель. Но тем не менее шанс у граждан получить свою законную долю всё же появился, но уже в российском Крыму. Но стоит заметить тот факт, что «захватчик» земельного участка может получить его бесплатно только в случае признании его действительно нуждающимся в его предоставлении. В связи с этим в законопроекте определены случаи бесплатного предоставления земли. Но первоочередным правом на легализацию самовольно захваченных участков обладают субъекты, перечисленные мною в работе ранее.

Читайте так же:  Как получить гражданство германии россиянам

Таким образом, Российская Федерация сделала несомненно важный шаг к урегулированию земельного вопроса на территории республики Крым. Отныне получить земельные участки в собственность можно будет на законных основаниях. Председателем комитета Госсовета Крыма по имущественным и земельным отношениям было сделано заявление о том, что к концу 2015 года в Крыму будет окончательно решена проблема с самовольно захваченными участками и все жители Крыма, действительно нуждающиеся в предоставлении земельных участков, несомненно их получат. Граждане, не обладающие первоочередным правом на получение земли, получили право выкупить или арендовать земельные участки, на которых они ранее уже построили строения и тем самым также их узаконить, оформив соответствующие документы.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что проблема самовольного захвата земельных участков не перестает быть актуальной и гражданам следует избегать ситуаций самозахвата земель и должным образом оформлять свои права на участки и спокойной вести на нем свою хозяйственную деятельность. Очень показателен в этой связи пример поселка «Речник» в городе Москва, где снос самовольных построек проходил не один месяц и сопровождался громким скандалом. Административная ответственность, являясь одной из форм государственного принуждения, по статье 7.1 КоАП РФ в последнее время значительно ужесточается и, как отмечают эксперты, увеличение штрафов за административные правонарушения в области земельных отношений приведет к уменьшению количества нарушений и повышению эффективного и рационального использования земельных участков.

1. Усманова Л. Ф. Административная ответственность за экологические правонарушения в аграрном секторе экономики // Журнал российского права. — 2001. — N 8. — С. 49–55.

2. Бугров Д. С. О совершенствовании законодательства об ответственности за земельные правонарушения // Юридический мир. — 2003. — N 8. — С. 62–67.

3. П. 3 ст. 76. Земельный кодекс Российской Федерации // Собр. Законодательства РФ. 2001. № 44, ст. 4147; 2014. № 30, ч. I, ст. 4225.

4. Анисимов А. П. Теоретические вопросы земельно-правовой ответственности // Актуальные проблемы российского права. — 2012. — № 4 (25). — С. 81–91.

Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 46-ФЗ статья 7.1 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

См. комментарии к статье 7.1 КоАП РФ

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, —

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

[3]

Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 7.1 (так же как и в других нормах гл. 7 КоАП), являются отношения собственности, в т.ч. и на земельный участок.

2. Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что виновный:

1) самовольно занимает чужой земельный участок. Иначе говоря, он не имеет свидетельства о праве собственности, договора аренды, иных документов, предусмотренных в ст. 9-20 Закона о недвижимости, ст. 26 ЗК, ст. 14 Лесного кодекса и, тем не менее, занимает участок (т.е. огораживает его, ставит на нем свое имущество, монтирует передвижной модуль, металлический гараж, тент, теплицу и т.п.);

[1]

2) использует земельный участок без оформления (в порядке, предусмотренном Законом о недвижимости, ст. 30, 32-34 ЗК) правоустанавливающих документов (проект границ земельного участка, технические условия подключения коммуникаций, кадастровые данные земельного участка, свидетельство о праве собственности, договор аренды, акт о передаче в пожизненное наследуемое владение и т.п.);

3) использует земельный участок без оформления документов, разрешающих хозяйственную деятельность (например, извлечение недр, застройка земельного участка).

Данное правонарушение совершается только в форме действия (в форме бездействия оно совершено быть не может). Оконченным оно считается с момента совершения любого из названных выше действий.

3. Субъектами анализируемого правонарушения являются:

1) граждане (см. коммент. к ст. 2.3, 2.8);

2) должностные лица (см. коммент. к ст. 2.4, 2.5);

3) юридические лица (см. коммент. к ст. 2.1, 2.10).

4. Субъективная сторона данного правонарушения состоит в том, что виновный действует с прямым умыслом (см. коммент. к ст. 2.2).

5. Данное правонарушение следует отличать от ряда специальных составов, также посвященных нарушению прав на земельные участки и предусмотренных:

1) ст. 7.2 (об уничтожении межевых и иных специальных знаков);

2) ст. 7.3 (о нарушении правил пользования недрами);

3) ст. 7.8 (о самовольном занятии земельного участка прибрежной защитной полосы);

4) ст. 7.9 (о самовольном занятии земельного участка лесного фонда);

5) ст. 7.10 (о самовольной переуступке прав на землю) и др.

См. коммент. к этим нормам КоАП.

6. Статья 7.1 предусматривает лишь один вид административной ответственности — штраф, он назначается государственным инспектором по использованию и охране земель (см. коммент. к ст. 3.5, 23.21).

Читайте так же:  Порядок оформления регистрации в квартире, купленной в ипотеку

Назначение административного штрафа не освобождает лицо от необходимости освобождения самовольно захваченного земельного участка (см. коммент. к ст. 4.1).

Самовольное занятие земельного участка

Читайте также:

  1. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
  2. Анализ напряженного состояния по участкам.
  3. Анализ показателей фактического ТЭС оцениваемого участка дороги
  4. Аренда земельного участка.
  5. Безвозмездное срочное пользование земельными участками
  6. Благоустройство приусадебного участка
  7. В случае обнаружения населением участка разлива нефти.
  8. Вводное занятие
  9. Величины расстояний между растениями различных видов могут варьировать в зависимости от проектного решения того или иного участка.
  10. Взаимодействие с органами муниципального и общественного земельного контроля
  11. Виды возможных пожаров на участках городской застройки
  12. Вопрос выбора участка под строительство

Статья 7.1 Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности:

— влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц – от 1000 до 2000 рублей; на юридических лиц – от 10000 до 20000 рублей.
Действие этой статьи предусматривает 3 вида административных правонарушений в части нарушений земельного законодательства. Первый вид правонарушения – это самовольное занятие земельного участка может выражаться в противоправной застройке земельного участка, временном или постоянном складировании, использовании земельного участка для сельскохозяйственных целей без согласования собственников, арендаторов земельного участка и т.д., других противоправных действиях. Согласно ст. 222 Градостроительного кодекса самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законодательством, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не может приобретать на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Согласно п. 1 ст. 60 ЗК РФ следствием самовольного занятия земельного участка является обязанность лица по восстановлению нарушенного им права.
В предписании об устранении нарушения земельного законодательства, выраженном в самовольном занятии земельного участка, в обязательном порядке указывается требование по устранению нарушения в виде освобождения самовольно занимаемого земельного участка и приведению его в первоначальное состояние.

В соответствии с ч. 2, 3 ст. 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляются юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

В соответствии с информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.02.2001 г. № 61 п. 2 отсутствие у покупателя строения надлежащим образом оформленных документов на земельный участок, на котором оно находится, не может рассматриваться как самовольное занятие земельного участка. В данном случае к приобретателю недвижимого имущества может быть применена административная ответственность за использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.

Предметом контроля, проводимого Росреестром, является контроль за землей как объектом земельных отношений. Это контроль за правовой составляющей использования земельных участков как объектов права и недвижимого имущества, в том числе с учетом установленных обязательств и ограничений по их использованию, к которым относится правовой режим земель и использование участков в отведенных границах.

Под правовой охраной земель сельскохозяйственного назначения понимается система правовых и иных мероприятий, направленных на их рациональное использование, защиту от вредных воздействий и ухудшения качественного состояния.

В процессе осуществления земельной реформы отмечены факты нарушения земельного законодательства и злоупотребления при совершении сделок с земельными участками. Сохраняется высокий уровень самовольного занятия земель, получили распространение случаи уклонения от оформления и переоформления прав на землю, несвоевременного внесения земельных платежей, нецелевого использования земельных участков илиих неэффективного использования, приводящего к порче земель и уничтожению плодородного слоя почвы, что обусловлено несовершенством нормативно-правовой базы осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель. В связи с чем в Федеральной целевой программе* предусматривается проведение следующих мероприятий

*Постановление Правительства РФ от 26 июня 1999 года №694 «О Федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы». (СЗ РФ. 2000. №27; Ст. 3379).

разработать законодательные и иные нормативные правовые акты, предусматривающие уточнение порядка государственного контроля за использованием и охраной земель, усиление административной и уголовной ответственности за нарушение земельного законодательства, введение экономического стимулирования охраны земель, направленного на повышение заинтересованности собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков в сохранении и повышении плодородия почв, защите земель от негативных последствий производственной деятельности, а также меры по усилению прав и государственной защите государственных инспекторов по использованию и охране земель и материальному стимулированиюих деятельности;

совершенствовать механизм определения ущерба, причиненного нарушениями земельного законодательства;

улучшить профилактическую работу по предотвращению нарушений земельного законодательства и информированности населения о деятельности органов государственного контроля за использованием и охраной земель;

укрепить взаимодействие органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, и органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел путем проведения совместных комплексных целевых проверок по соблюдению земельного законодательства. Так как земли сельскохозяйственного назначения являются основной производственной частью земельного фонда России и занимают там особое место, то для них устанавливается и особый охранительный режим. Для его осуществления предусматривается несколько элементов:

а) особый порядок изъятия земель сельскохозяйственного назначения для использования в иных целях;

б) обязательные меры по восстановлению нарушенных земель сельскохозяйственного назначения;

в) наличие разнообразных мер ответственности за нарушение правового режима сельскохозяйственных земель, Законодательство Российской Федерации предусматривает наличие нескольких видов ответственности за нарушения правового режима земель сельскохозяйственного назначения.

1) Административная ответственность. 2) Уголовная ответственность.

3) Гражданско-правовая (имущественная) ответственность 4) Дисциплинарная ответственность, регулируемая трудовым законодательством. Но в устаревшем Земельном кодексе об этом виде ответственности ничего не говорится.

Глава II. Охрана земель

Статья 12. Цели охраны земель

1. Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

2. Целями охраны земель являются:

Читайте так же:  Развод без согласия жены или мужа

1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Статья 13. Содержание охраны земель

1. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

1) сохранению почв и их плодородия;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);

4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;

6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

2. В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.

3. Внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям.

4. При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

5. Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.

Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования.

[2]

6. В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

7. Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Федеральная целевая программа
«Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 — 2010 годы и на период до 2013 года»

Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. N 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы»

ЗАКОН*

Дата добавления: 2015-06-30 ; Просмотров: 370 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ответственность за самовольное занятие земельного участка в РФ

Недавно выяснилось, что мой сосед по дачному участку самовольно занял прилежащую к его и моему участку территорию. Ранее, когда я узнавала про возможность ее выкупа, мне сообщили, что данная земля является муниципальной.

Мне сообщили ее минимальную стоимость, с которой начнутся торги, если я захочу ее купить. Я посчитала эту цену завышенной, поэтому отказалась от данной затеи. Но мой сосед в этом году решил присвоить эту землю себе и отгородил забором. Как оказалось, он не выкупал данный участок, а решил самовольно его присвоить себе. В связи с этим, я решила уточнить, какая ответственность может последовать для него в случае выявления данного нарушения. И сейчас я подробно вам об этом расскажу.

Российским законодательством предусмотрено понятие такого административного нарушения, как самовольное присваивание земли. Практика показывает, что оно случается наиболее часто, хотя за него предусмотрено наказание в виде штрафных санкций. Суть такого нарушения заключается в том, что гражданин или юридическое лицо занимает и использует землю в своих нуждах, не имея на это разрешающих документов и прав собственности на данную территорию.

Но иногда случается и так, что даже при наличии необходимых бумаг, владение землей может оказаться самовольным.

К основным признакам относят:

Любая ответственность за данное нарушение назначается только в судебном порядке. Поэтому для привлечения нарушителя к ответственности надо подавать заявление в суд.

Законодательство

Главным нормативно-правовым актом является КоАП. В нем содержится статья 7.1, которая главным образом определяет факт самовольного использования территорий и назначает ответственность в виде штрафа.

В этой же статье есть ссылки и на другие пункты, которые напрямую относятся к назначению штрафных санкций:

  • Ст. 3.5 определяет размеры санкций, в пределах которых судья назначает штраф;
  • Ст.23.21 указывает государственные органы, имеющие полномочия для рассмотрения данных дел, а именно с незаконным занятием земель;
  • Ст.28.3 определяет непосредственно должностных лиц, кто может составлять протоколы, свидетельствующие о зафиксированном нарушении.

Подобные вопросы, связанные с землей, всегда связаны с большим количеством аспектов, так как тут рассматривается не только природа договорных отношений, в связи с которыми появляются права на землю. Но тут учитывается и само использование земли, которое должно обязательно соответствовать установленному законодательству и назначенному целевому использованию.

Более подробно вы можете узнать об этом из представленного видео.

Ответственность

Законом определена единственная мера наказания за данное правонарушение, которая установлена в виде штрафа. Размер наказания напрямую зависит от юридического статуса нарушителя. Но также здесь могут учитываться и индивидуальные особенности территории, а также ее стоимость по кадастру.

Если стоимость в кадастре незначительная, размеры взысканий варьируются в пределах:

  • 100-200 тысяч рублей для компаний;
  • 20-50 тысяч рублей для руководителей и других должностных лиц;
  • 5-10 тысяч рублей для обычных людей.

Но если стоимость территории достаточно высока по кадастру или имеет определенные важные особенности для субъекта или государства в целом, размер взысканий может быть указан в процентах от данной стоимости:

  • 1-1,5 % для простых людей;
  • 1,5-2 % для руководителей;
  • 2-3 % для организаций и иных форм юридических лиц.

Но помимо данных санкций законодательством предусмотрены и другие виды штрафов. Они определяются из самого нарушения, которое было совершено. В этом случае оценивается причиненный ущерб для пострадавшего.

Читайте так же:  Порядок расчета неустойки по дду

Если нарушитель своевременно не выплатит назначенный судом штраф, дополнительно к нему будут применены пени и штрафы.

Возвращение земли

Помимо штрафа суд выносит решение и о возвращении земли ее непосредственному собственнику. Если вы, как собственник, столкнулись с проблемой захвата части вашей территории или полного ее присвоения, необходимо действовать в следующем порядке:

Кроме восстановления нарушенных прав заявитель может требовать компенсации убытков и причиненного ущерба. Помните, что при подаче в суд важно иметь документы, подтверждающие границы вашего участка.

Уголовная ответственность

Данное нарушение считается административным. Но в некоторых случаях нарушитель может понести и уголовное наказание. К таким случаям относятся:

  1. Мошенничество, когда при оформлении документов были совершены незаконные махинации. Если данные деяния предусмотрены уголовным законодательством, такие действия будут считаться преступлением.
  2. Незаконная предпринимательская деятельность. Если на участке осуществлялась запрещенная деятельность компанией, нарушитель может получить до 5 лет тюремного заключения.

Здесь перечислены не все случаи, когда может наступить уголовное наказание. Важно помнить, что любые противозаконные действия, не связанные с легитимным оформлением прав на землю, в любом случае считаются нарушение законодательства. И в случае выявления их могут рассматриваться не только административным нарушением, но и уголовным.

Заключение

Таким образом, минимальная ответственность за незаконное присвоение земли и ее использование, предусмотрена в виде штрафа. Но в случае нарушений, предусмотренных Уголовным кодексом, ответственность будет намного строже. Поэтому стоит помнить, что:

  1. Вы обязательно должны иметь документы на свой земельный участок. В случае утери или несвоевременного оформления правоустанавливающих бумаг вы в любой момент можете утерять права на свою землю.
  2. Если у вас временное право пользования, обязательно следите, чтобы документы были продлены и срок их действия не истекал.
  3. Соблюдайте вид использования земель. Так как в случае нарушения и использования территории не по ее назначению, она также будет признана захваченной самовольно.
  4. Не ведите незаконную деятельность на земле, если вы предприниматель или организация. Так как в этом случае вы можете получить наказание не только за данную деятельность, но и можете лишиться своей земли.
  5. В случае нарушения ваших прав на территорию третьими лицами, действуйте по инструкции. Обязательно напишите им претензию, обратитесь в государственные органы и только после этого обратитесь в суд.

В современном мире крайне важно иметь правоустанавливающие документы на все, и в том числе на землю. Но помимо этого важно помнить, что каждая земля имеет свое целевое назначение, которое должен соблюдать каждый собственник.

Ответственность за самовольное занятие земель

Читайте также:

  1. IV. Деятельность акционерного общества в интересах иных заинтересованных сторон и корпоративная социальная ответственность.
  2. Административная ответственность
  3. Административная ответственность
  4. Административная ответственность
  5. Административная ответственность
  6. Административная ответственность
  7. Административная ответственность
  8. Административная ответственность в сфере публичных финансов
  9. Административная ответственность военнослужащих.
  10. Административная ответственность должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления
  11. Административная ответственность должностных лиц.
  12. Административная ответственность за антиконкурентные соглашения и согласованные действия

Возмещение убытков, причиненных нарушением земельного законодательства.

В соответствии с п.1 ст.76 Зк юр.л. и граждане обязаны возместить в полном объеме , вред причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Способы возмещения различные. ст 1082 ГК РФ, удовлетворяя требования о возмещении вреда, суд в соотв. с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо,чье право нарушено произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также не полученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражджанского оборота, если бы его право не было нарушено( упущенная выгода).

Необходимо применение специальных методов расчета убытков , причиненных земле как природному объекту и ресурсу.В ст 77 фз «об охране окружающей среды» установлено, что вред, причиненный окр. среде, определяется в соотв. с утвержденными в установленом порядке таксами и методиками, а при их отсутствии — по фактичесским затратам на восстановление нарушенного состояния окр. природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

ст 7.1 КоАП Самовольное занятие земельного участкаили использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Правоустанавливающими документами на недвижимое имущество являются те, на основании которых возникло право на это имущество: гражданско-правовые договоры; акты органов управления; решения суда и др.Для установления права на з.у. необходимо свидетельство о гос. регистриции.Документами о правх на з.у. являются договоры аренды,субаренды, безвозмездного срочного пользования, заключенные на срок менее 1 года, в отношении которх не требуется гос. регистрация.

Не является самовольным занятием з.у., использование его арендатором здания,строения,сооружения.

В случае перехода прав на здание, расположенное на чужом з.у., права на з.у. возникают с момента гос. регистрации прав на здание. Следовательно документом, устанавливающим право на з.у.,будет являться правоустанавливающий документ на здание, строание и сооружение.

КоАП содержти статьи ,устанавливающие ответственность за самовольное занятие отдельных категорий или видов земель. ст.7.8 за Самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается более высокие размеры штрафных санкций.ст 7.9 КоАП При самовольном занятии лесного участка происходит и самовольное занятие земель лесного фонда.

К ответственномти могут быть привлечены не только лица,самовольно занявшие з.у. ,но и лица самовольно переуступившие право пользования з.у.( распоряжается только собственнник).

Дата добавления: 2015-04-23 ; Просмотров: 334 ; Нарушение авторских прав? ;

Читайте так же:  Предупреждение компьютерных преступлений — виды и способы

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

КОаП РФ самовольное занятие земельного участка

Содержание статьи

В соответствии с законодательством Российской Федерации, использовать участок земли легально возможно только после официальной регистрации права на нее. До определения границ, оформления и приобретения права на землю, ее эксплуатация будет считаться как самовольное занятие земельного участка. Законодательством предусмотрена ответственность за самовольное занятие земельного участка в виде административного наказания, что нашло отражение в ст. 7.1 КоАП и ст. 76 Земельного кодекса.

Что такое самозахват земельного участка и каковы его последствия

Обратите внимание!

Владеть и использовать чужую территорию по своей инициативе, в личных целях запрещено законом. Человек, вступивший во владение землей на не законных основаниях, несет административную ответственность.

До тех пор, пока земля не зарегистрирована пользоваться ее нельзя. Субъектом нарушения выступают обычные люди, должностные лица и юридические лица. Действия по пользованию земли будут считаться вне закона, независимо кому она принадлежит:

  1. Муниципалитету.
  2. Государству.
  3. Предприятию.
  4. Обычному гражданину.

Гражданин, осуществив без разрешения постройку, не будет иметь права собственности ни нее. Он не сможет ее продать, подарить, сдать в аренду или совершить другие сделки. Согласно ст. 76 Земельного кодекса РФ, земли, которые были самовольно захвачены, возвращаются владельцу без компенсации за самовольное использование земли.

Что считается самовольным занятием земельного участка

Под самовольным занятием понимается эксплуатация земли без наличия прав на нее и отсутствии согласия хозяина. Захват земли может быть выражен в незаконном строительстве разного вида зданий и сооружений, образования на участке склада постоянного или временного действия и др.

Обратите внимание!

К самовольному захвату относятся и действия хозяина земли, направленные на расширение границ своего участка. Обнесение заграждением участка, который не является его собственностью или формирования склада за пределами своего участка.

Ответственность за самовольное занятие земельного участка

Занятие земельного участка без разрешения, является одним нарушений закона в сфере земельных отношений. За подобные действия предусмотрены административная и имущественная ответственности.

Важно знать. Согласно ст. 16 Земельного Кодекса РФ участки земли, которые не находятся во владении частных лиц, юридических или в собственности муниципалитета, являются государственной собственностью. Захват земли, принадлежащей государству, классифицируется как нанесение вреда государству, и земля в обязательном порядке возвращается в государственную собственность.

Обратите внимание!

Все здания и сооружения, возведенные самовольно на территории, подлежат сносу. Согласно ст. 76 Земельного кодекса, компенсация за все, что проводилось на самозахваченной земле, при возвращении ее настоящему хозяину, не положена.

Законодательная база и размеры штрафов

Ст. 7.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ устанавливает административную ответственность за захват территории.

При самовольном занятии территории, использовании ее без оформленных документов устанавливаются следующее наказание в виде штрафов, в том случае если имеется кадастровая стоимость земли:

  • 1-1,5% от кадастровой стоимости, но не менее 5 000 руб. – для частных лиц;
  • 1,5-2%, но не менее 20 000 руб. – для сотрудников организаций;
  • 2-3%, но не менее 100 000 руб. – для предприятий.

Если кадастровая стоимость не определена, то размер штрафных санкций составляет:

  • 5 000 – 10 000 руб.- гражданам;
  • 20 000 – 50 000 руб. – должностные лица;
  • 100 000 – 200 000 руб. – юридические лица

В ст. 7.1 КоАП РФ дополнительно выделяются еще два правонарушения:

  • Земля используется без наличия документов, подтверждающих право использовать земельный участок;
  • Использование земли происходит без правоустанавливающих документов.

Согласно ст. 7.1 Кодекса об административных правонарушениях, лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, за административное правонарушение наказывается, как юридическое лицо. Штрафные санкции в этом случае рассчитываются с использованием кадастровой стоимости участка, пропорционально занятой территории.

Если без разрешения был захвачен лесной участок, на котором проводилась вырубка деревьев или другие действия, то размер штрафных санкций равен:

Обратите внимание!

В том случае, когда эксплуатация земли не требует правоустанавливающих документов, то отсутствие таких документов не создает состав преступления. Последствий со стороны закона не будет.

Самостоятельное урегулирование вопроса

Если земля была занята, и не был согласован этот момент с властями, то необходимо оформить все законодательно. Но, следует учесть ряд моментов:

  1. Легализовать владение землей не возможно, если данная земля входит до лесной зоны или участок выходит за линию, которой ограждена территория, где проходят линии электропередач, газопроводы.
  2. Легализовать землю возможно только, если на нее не претендуют другие лица.

В случае обнаружения самовольно захвата земли государством определяется срок, в течение которого захватчик обязан очистить землю и прекратить любую деятельность на нем. Если этого не происходит, налагается штраф или арест на недвижимость, с целью оплаты штрафа.

Согласно гл. IV Земельного кодекса граждане, которые имеют землю и используют ее для собственных нужд: огородничество, садоводство, дача, индивидуальное строительство, дано право присоединения к своему участку земли государственной и муниципальной собственности. Переназначение земли происходит на основании достигнутого согласия между частником и государством на платной основе при определенных условиях, обозначенных в ст. 39.28 – 39.29 Земельного кодекса.

Это выгодно тем, кто ранее уже самовольно присоединил подобные земли к своему участку. Например, передвинул забор. После введения в действие гл. IV, стало возможным узаконить подобные действия.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Однако речь здесь идет о не крупных размерах земли, так как согласно ст. 39.28, переназначение земельных участков возможно, если новые границы присоединенной земли будут не больше первоначального участка.

Источники


  1. Чайковская, Ольга Закон и человеческое сердце / Ольга Чайковская. — М.: Московский рабочий, 2016. — 152 c.

  2. Неосновательное обогащение. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2014. — 375 c.

  3. Милантьев, В.П. История и методология физики / В.П. Милантьев. — М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2016. — 578 c.
  4. Скрынник, А. М. Правоведение / А.М. Скрынник. — М.: Мини Тайп, 2013. — 352 c.
Ответственность за самовольное занятие земельного участка в рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here