Международно правовая охрана авторских прав

В этой статье мы постарались раскрыть тему: "Международно правовая охрана авторских прав". Здесь собрана и структурирована вся информация о теме, что позволяет найти полный ответ на ваш вопрос. Но, если все же остались вопросы, то вы всегда можете их задать нашему дежурному юристу.

Международно-правовая охрана авторских и смежных прав

Институт признания и охраны авторских прав начал активно формироваться в международном праве с конца XIX в. Было заключено значительное число международных соглашений по авторскому праву, многие из которых действуют до сих пор, например, Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (Россия участвует в Конвенции в редакции 1971 г.). Согласно Бернской конвенции охрана не распространяется на произведения, которые на дату вступления Конвенции в силу для РФ уже являлись общественным достоянием.

Охрана прав авторов, предусмотренная Бернской конвенцией, была дополнена положениями Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. и Протоколами 1 и 2 к ней (Россия участвует в Конвенции в редакции 1971 г.). Конвенция установила охрану следующих прав авторов — право на выпуск в свет, право на воспроизведение, распространение и т.д. Охраняются исключительные права автора на воспроизведение своих произведений любыми способами, включая публичное исполнение, радиотрансляцию, право автора на перевод или разрешение перевода другим лицам.

Конвенция расширила перечень охраняемых произведений. Охране, в частности, подлежат литературные, научные и художественные произведения, а также произведения кинематографии, живописи, скульптуры и графики. При этом конвенция не применяется в отношении произведений, охрана которых ко времени вступления конвенции в силу в данном государстве не осуществлялась.

Срок охраны авторских прав охватывает время жизни автора и 25-летний период после его смерти. Охрана произведений фотографии и прикладного искусства не должна быть меньше 10 лет.

Наряду с правами авторов конвенция защищает права и других носителей авторских прав (наследников, юридических лиц и т.д.).

Международно-правовой охране подлежат и смежные права. Международная конвенция по охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и радиовещательных организаций 1961 г. определила срок охраны таких прав в 20 лет. По Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г. срок охраны не может быть меньше 20 лет.

Помимо вышеуказанных многосторонних конвенций, Россия является участницей нескольких десятков двусторонних соглашений об охране авторских прав и интеллектуальной собственности.

Так, согласно конвенциям об охране авторских прав, государства применяют Всемирную конвенцию об авторском праве в отношении произведений или прав на произведения литературы, науки и искусства и фотографические снимки, созданные гражданами договаривающихся стран, вне зависимости от даты их создания или выпуска в свет. Охрана распространяется также на личные неимущественные права авторов или иных правообладателей. Соглашения предусматривают свободное осуществление платежей и расчетов с иностранными авторами. При этом возникновение, содержание или прекращение авторских прав на произведение или фотоснимок определятся законодательством государства, на территории которого имеет факт их использования или нарушения.

Дата добавления: 2016-04-22 ; просмотров: 554 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Международная охрана авторских прав

Введение 3
1. Основные международные договоры об охране авторских и смежных прав 5
2. Международно-правовая охрана авторских прав 8
2.1. Виды объектов авторских прав 8
2.2. Основания предоставления и общие принципы конвенционной охраны авторских прав 12
2.3. Условия охраны авторских прав 14
2.4. Срочный характер охраны авторских прав 16
2.5. Основные права авторов 18
3. Международно-правовая охрана смежных прав 27
4. Охрана авторских и смежных прав в сети Интернет 36
Заключение 43
Список использованной литературы 45

Размер 181.5 KB Скачиваний 49

* Все работы проверены антивирусом и отсортированы. Если работа плохо отображается на сайте, скачивайте архив. Требуется WinZip, WinRar

Международно правовая охрана авторских прав

Всемирная паутина – это масса полезной, интересной информации, но одни используют ее по назначению, а другие — в мошеннических целях. Международная охрана авторских прав гарантирует создателям произведений правовую защиту от «пиратских» посягательств. Об основных положениях международной практики в отношении защиты авторских прав я расскажу в статье.

Понятие, основные положения

В сфере правовых отношений международная охрана авторского права является весьма специфической. Большинство людей, особенно пользователей интернета, даже не подозревают, что постоянно сталкиваются с фактами мошенничества:

  • размещении видеороликов и фильмов;
  • распространение книг в разных форматах;
  • программное обеспечение;
  • прослушивание музыкальных файлов;
  • просмотр фотографий.

Любой контент, размещенный на сайте должен иметь защиту. Ну существует два характерных отличия между понятиями защита и охрана.

Защита подразумевает подтверждение или восстановление права на интеллектуальную собственность и возникает тогда, когда права были нарушены, потеряны или просто украдены.

Охрана – предоставление автору полномочий для беспрекословного владения своей собственностью. Оба этих понятия как бы дополнят друг друга. Но имея международно-правовую охрану авторских прав, необходимость в защите просто отпадает. И если подобная ситуация возникает, то владелец имеет возможность восстановить свои права и наказать злоумышленника, попытавшегося воспользоваться чужой интеллектуальной собственностью. Это могут быть не только книги, но и такие виды собственности:

  • фотографии;
  • художественные произведения;
  • полиграфия;
  • художественные произведения;
  • музыка;
  • сценарии;
  • топографические, астрономические, космические карты;
  • танцевальные, балетные постановки;
  • объекты архитектуры.

Несмотря на то, что список ограничен, каждый случай рассматривается отдельно. Поэтому, каждый, кто решил воспользоваться чужой интеллектуальной собственностью, должен понимать, какая ответственность за это предусмотрена. Это воровство, которое обязательно должно быть наказано или предупреждено.

Важно! Если в названии произведения имеется значок ©, то он предупреждает, что владелец против того, чтобы его собственность использовалась кем-либо другим.

Даже небольшая фраза из книги, цитата, репродукция, фотография не могут быть использованы без согласования с автором. Не имеет никакого значения, какую ценность имеет интеллектуальная собственность. Все охраняемо и наказуемо одинаково.

Но в законодательных рамках не считаются охраняемыми такие варианты собственности:

  • официальная документация, законодательные статьи;
  • гербы, символики государств, регионов, городов;
  • объекты фольклорного искусства, если нет данных об авторе;
  • сообщения информационного характера со ссылкой на источники.

Все объекты умственного труда, которые находятся под международной охраной авторских прав, могут быть использованы владельцем по его личному усмотрению. Сдаваться в аренду, издаваться, но только на основании отдельных соглашений, дающих право временного использования. Информация об этом обязательно должна быть указана.

Например, публикация размещена на основании договора за номером таким-то, заключенным с владельцем интеллектуальной собственности. Или: все прав данного материала принадлежат такому–то лицу. Формулировка в данном случае не столь важна. Главное, чтобы она давала понять, кто является истинным владельцем данного материала.

Читайте так же:  Легкий вред здоровью — критерии его установления

Охран авторских прав в международном формате обеспечена коллиозным и материально правовым методом регулирования.

  1. Коллиозный метод не имеет четкой формулировки, но дает направление на места, где можно найти необходимую информацию о владельце. Например, это может быть договор, на основании которого владелец дает право некому лицу использовать его интеллектуальную собственность в другой стране. Все претензии и споры по этому вопросу будет рассматриваться на основании законодательства именно этой страны.
  2. Материально – правовой – это договора международного формата, ссылающиеся на конкретные условия авторского права. Например, согласно статьи Всемирной конвенции автору предоставляется право владения на весь период его жизни и на протяжении определенного количества лет после его смерти.

Законодательство любого государства, признавая авторское право, обязательно ссылается на различные конвенции:

  • Бернская, охраняемая литературные и художественные произведения;
  • Всемирная (Женевская) дает возможность обеспечить охрану более чем в ста странах мира, которые являются ее участниками.

Именно Всемирной обеспечена более надежная охрана. Разработана она была еще в 1952 году эгидой ЮНЕСКО. В конвенции предусмотрены основные положения, обеспечивающие право:

  • обладать равными правами на интеллектуальную собственность на территории всех стран участниц;
  • минимальные период – вся жизнь и 25 лет после смерти;
  • автор имеет право переводить произведение в любой стране участнице.

Для тех, кому не совсем понятно, советую посмотреть ролик.

Как оформить международную охрану интеллектуальной собственности

Для оформления необходимо собрать определенный пакет документов, представленный в таблице.

Вид документа

Форма Особые отметки

Оформлено заявителем на бланке специального формата.


Личные данные заявителя Паспортные данные, место жительства, контакты

Для компании – название, юридический адрес, код

Данные на вид интеллектуальной собственности

Данные об окончании работы над объектом, место его публикации, данные о защите прав в собственной стране.

Пример произведения на материальном или съемном носителе

Отсканированное произведение на А-4 или перенесенное на съемный носитель

Копия договора, заверенная нотариально

Данные на наследников

Паспорта наследователей, степень родства

Договор регистрации собственности в таможенном реестре

Предоставляется только оригинал.

Чтобы исключить потерю, копия оригинала заверяется нотариально и остается на руках обладателя.

Некоторым владельцам такая процедура может показаться сложной, не совсем понятной. Поэтому существуют юридические компании, для которых это является ежедневной работой. Они готовы выполнить ее в максимально сжатые сроки.

Международный реестр

При регистрации авторских прав на территории РФ, все данные на интеллектуальную собственное и на ее владельца имеются в специальном реестре. Многих обладателей интересует, где можно получить подобные сведения в международном формате. Сразу стоит огорчить многих. В связи с тем, что процедура регистрации почти полностью автоматизирована, подобных реестров нет.

В отдельных государствах существуют базы, добровольные депозитарии, куда данные вносятся в ручном режиме. Это целесообразно, так помогает экономить время в случае возникновения споров.

Ситуации из практики

Учитывая то, что международная охрана осуществляется на высоком уровне, сталкиваться с подобным спором приходится редко. Но бывало.

Обратился клиент, с жалобой на то, что некое издание в Германии опубликовало его книгу без всяких согласований. При выяснении данных дела, удалось узнать, что у правообладателя просто истек срок, о чем он просто не знал. Все, что удалось предпринять, это заставить издание изъять произведение из продажи и восстановить его только после соответствующего соглашения с владельцем. Этот договор был заключен позже. После того, как автор сумел зарегистрировать международную охрану пожизненно.

Еще один автор обнаружил, что на некотором сайте была опубликована его книга в переводе. Никаких разрешительных соглашений на это он не давал. Пришлось потеребить автора издания. Стало известно, что он просто взял информацию с личного сайта автора, перевел произведение и опубликовал. Как он утверждал, что таких у него много на сайте и до сих пор споров не возникало.

Наказать его на основании законодательства его страны не удалось. Международной охраны интеллектуальная собственность не имела. Но удалось заставить владельца убрать произведение с сайта и согласовать вопрос с автором. Что и было сделано после того, как было обеспечена международная охрана.

Заключение

Большинству владельцев интеллектуальной собственности хорошо знакома ситуация с международной охраной. О защите авторских прав стоит предупредить не совсем порядочных пользователей, предпочитающих развивать свой бизнес путем не совсем правомерных действий.

Даже одна страница, фраза, иллюстрация из книги, опубликованная без соответствующего соглашения обладателя, влечет серьезные проблемы. Перед тем, как что-то копировать и размещать, обратите внимание на наличие значка ©. Это гарантия, что произведение охраняемо и его несанкционированное использование влечет серьезные проблемы с законом любой страны.

Международно-правовая охрана авторских прав и смежных прав

СРС 3 Международно-правовая охрана авторских прав и смежных прав.doc

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Аль-Фараби

Кафедра гражданского и предпринимательского права

ТЕМА: «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА АВТОРСКИХ ПРАВ И СМЕЖНЫХ ПРАВ»

ПРЕДМЕТ: Международное частное право

ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ВТОРОЕ ВЫСШЕЕ)

ПЕРВЫЙ КУРС: ОСЕНЬ 2011

ФИО: АХНУРОВА-КАЛАШНИКОВА ГУЛЬМИРА

1 Международно-правовые аспекты регулирования авторского права

2 Анализ правового обеспечения защиты авторского права в Республике Казахстан

Список использованной литературы

Законодательство о защите интеллектуальной собственности появилось в Казахстане только с обретением независимости.

Существовавший ранее режим защиты таких объектов как произведений изобретения исходили из приоритета прав государства. Формируемая новая правовая система и интеграция РК в мировое экономическое пространство заставило обратить внимание на весь комплекс проблем, связанных с защитой интеллектуальной собственности.

На Западе сфера авторских прав, или интеллектуальной собственности (ИС) является зоной особого внимания со стороны государства, что во многом позволило развитым странам стать мировыми лидерами в производстве того или иного вида промышленной продукции. По словам генерального директора Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), ИС приобретает все большее значение как важный инструмент экономического роста и накопления народного богатства. К примеру, согласно исследованиям того же ВОИС, в США вклад национальной интеллектуальной индустрии, основанной на авторских правах, достигает 12% ВВП. В переводе на денежный эквивалент это порядка $500 млрд, что превышает общий объем американского экспорта одежды, автомобилей, компьютеров и самолетов вместе взятых.

Что касается Казахстана, то здесь ИС постепенно приобретает свое подлинное значение в качестве ценного и восполняемого ресурса, который в удущем будет определять уровень благосостояния граждан нашей республики.

Читайте так же:  Пенсионеров могут лишить индексации, даже если у них нет дохода

Так, Президент РК Нурсултан Назарбаев, неоднократно заявлял, что создание благоприятных условий для производства товаров с защищенной торговой маркой и правами интеллектуальной собственности является одним из приоритетов ускоренного экономического развития.

В Казахстане, как и на всем постсоветском пространстве, национальная система ИС начала формироваться после обретения республикой своей независимости. Так, в 1992 году в соответствии с решением Кабинета Министров РК на базе казахстанского подразделения Всесоюзного агентства по авторским правам было создано Государственное агентство по авторским и смежным правам (ГААСП). В 1996 году был принят разработанный ГААСП Закон «Об авторском праве и смежных правах», который, по признанию экспертов из стран СНГ, может считаться модельным в области регулирования отношений, возникающих при использовании объектов авторского права.

В настоящее время основные функции по обеспечению авторских прав возложены на Комитет по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции РК, который был сформирован в 2001 году. Одними из основных задач этого органа стали государственное регулирование отношений, связанных с соблюдением прав авторов, внесение предложений по совершенствованию законодательства, повышение правовой грамотности пользователей, а также контроль за лицами, использующими объекты ИС.

В настоящий момент Казахстан уже является полноправным членом ряда международных договоров, соглашений и конвенций, действующих под эгидой ВОИС (в том числе Парижской конвенции по охране промышленной собственности, Договора о патентной кооперации, Мадридского соглашения о международной регистрации товарных знаков, Евразийской патентной конвенции и ряда других), тем не менее защита авторских прав в республике пока не до конца соответствует международному уровню.

Участие РК в международных актах устанавливающих обязательства стран участников в области охраны интеллектуальной собственности, обязывает привести национальное законодательство в соответствие с действующими международными соглашениями.

В Конституции РК понятия «собственность» в ее имущественном значении и «интеллектуальная собственность», как результат свободной творческой деятельности отнесены, к разным статьям, а правовая формула «владения, пользования и распоряжения» отнесено только к имущественным правам.

Принятые за последние годы законы, прямо регулирующие вопросы связанные с защитой интеллектуальной собственности, в целом соответствуют общепринятым международным требованиям, в тоже время в законах, прямо не регулирующих эти отношения, но затрагивающих в ряде случаев вопросы, связанные с правовым статусом объектов интеллектуальной собственности, допускаются ошибки и устанавливаются правовые режимы, прямо противоречащие как действующему законодательству так и международным актам.

В результате не четкого разграничения понятия правового режима права собственности на материальные объекты и «объекты интеллектуальной собственности», т.е. ставится знак равенства между вещным правом и правом интеллектуальной собственности.

Таким образом, споров в данном аспекте множество и данная тема в этой связи является актуальной и интересной для изучения.

Цель работы – рассмотреть проблему международной защиты авторских разработок на современном этапе.

1 Международно-правовые аспекты регулирования авторского права

Актуальность изучения различных аспектов авторского права связана с тем, что развитие современных, в том числе компьютерных технологий обостряет проблему защиты прав создателей литературных, художественных, научных произведений. Одновременно, эта проблема сталкивается с такими важными естественными правами человека, как неприкосновенность личности, свобода слова, мысли, право на пользование достижениями культуры, на доступ к информационным ресурсам.

Правовая наука стоит перед сложной проблемой соотношения публичного и частного интереса в сфере интеллектуального творчества, о пределах свободы осуществления прав в области культуры и информации — создателей произведений литературного, научного и художественного творчества и каждого отдельного гражданина, каждой личности.

Важно исследовать взаимовлияние и взаимопроникновение отдельных элементов правовой надстройки, выявить значение и роль норм и принципов современного конституционного права, таких, в частности, как свобода личности, свобода творчества, свобода мысли и других общечеловеческих ценностей, составляющих ядро современной правовой системы демократического государства 1 .

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Авторское право, как одна из юридических гарантий конституционной свободы творчества и объект исключительных прав, в условиях демократизации общественной и государственной жизни и перехода к рыночным формам экономики, приобретает все возрастающее значение. Во многом, эти обстоятельства предопределили выбор темы настоящего исследования.

Современное авторское право призвано дать ответ на вопрос о том, где кончается право одного и начинается право другого человека, то есть дать ответ на вопрос о пределах осуществления прав в сфере творческой деятельности. Вот почему всестороннее, комплексное изучение вопросов авторского права представляется актуальным и заслуживающим внимания.

Необходимость и актуальность исследования сложившихся в настоящее время правовых институтов предопределяется также и тем обстоятельством, что в современном праве, как правило, нет так называемых чистых отраслей. Практически, в любой отрасли присутствуют нормы конституционного права. В связи с демократизацией государственной и общественной жизни возрастает значение гуманистических принципов и норм конституционного права.

Основной тезис правового государства — верховенство правового закона, в связи с чем основная задача государства рассматривается в аспекте деятельности по реализации основной идеи права как идеи справедливости, обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Именно здесь проявляется значение авторского права в качестве важнейшей гарантии реализации свободы личности в условиях правового государства. При исследовании указанных проблем ученые исходят из демократического мировоззренческого подхода, основанного на современных концепциях правопонимания, выводит сущность авторского права из естественной природы прав человека и социальной справедливости.

В последнее время в отечественной и зарубежной прессе всё чаще и
чаще стали появляться статьи о нарушении прав интеллектуальной
собственности, как правило речь идёт о “пиратском” аудио и видео рынке.
Если верить исследованию, подготовленному находящейся в Лондоне
Международной федерацией производителей граммофонной продукции, то
страны СНГ сейчас являются мировым лидером по незаконным продажам
музыкальных записей.

Специфика подобного рода нарушений состоит в том, что они
выходят за рамки внутригосударственного гражданского (частного) права и при рассмотрении этих вопросов судам придётся опираться не столько на внутригосударственное гражданское право, сколько на нормы международного права.

Международная система охраны авторского права представляет собой сложный механизм, в основе которого лежит, прежде всего, Бернская конвенция “Об охране литературных и художественных произведений” в её многочисленных редакциях.

[2]

До середины прошлого столетия понятия “Авторское право” не существовало как такового, право собственности могло распространятся лишь на конкретные овеществлённые произведения искусства (картины, скульптуры и т.п.). Но начиная с середины 19 века авторское право становится самостоятельной формой собственности. Создание университетов, публичных библиотек, развитие книжной торговли, изучение иностранных языков, возможность свободного передвижения внутри Европы, расширение циркуляции книг — всё это создало новые условия для издательского дела, превратившегося в выгодное место помещения капитала, а произведения интеллектуального труда стали отвечать всем признакам товара.

Читайте так же:  Как развестись с женой, если есть дети процедура обращения

Кропотливая работа по созданию правового инструмента по охране
авторского права была начата в Брюсселе в 1858 году на состоявшемся там конгрессе авторов произведений литературы и искусства. Затем последовали конгрессы в Антверпене (1861 и 1877 гг.) и Париже (1878 г.), с 1883года работа была продолжена в Берне где в 1886 году после трёх
дипломатических конференций было выработано международное соглашение получившее название Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. Это соглашение было подписано десятью государствами: Бельгией, Великобританией, Испанией, Италией, Либерией, Гаити, Тунисом, Францией и Швейцарией. В сентябре 1887 года делегаты этих стран (за исключением Либерии) обменялись ратификационными грамотами, и в соответствии со статьёй 20 конвенция вошла в силу спустя три месяца, т.е. 5 декабря 1887 года.

Бернская конвенция 1886 года содержит наравне с так называемыми основными, то есть материально- правовыми, и административные правила.

Все её основные положения подлежали обязательному включению в
национальные законодательства стран-участниц в тех случаях, когда
национальные законодательства обеспечивали менее благоприятный режим для обладателей авторских прав. В этом проявилось стремление создателей конвенции к унификации основных положений авторского права.

Одним из наиболее существенных правил, выработанных в Берне в 1886 году, было предоставление владельце авторского права возможность не выполнять формальности в странах, где ищется защита, при условии, что он выполнил таковые у себя в стране.

На конференции 1886 года было объявлено о создании Бернского союза из стран-участниц и избрано международное бюро этого союза.

15 апреля 1896 года в Париже состоялась первая конференция по изменению конвенции 1886 года. К тому времени к конвенции присоединились четыре страны: Люксембург (1888), Монако (1889), Черногория (1893) и Норвегия (1896).На конференции присутствовали кроме государств членов наблюдатели от 14 стран: Аргентины, Болгарии, Боливии, Бразилии, Дании, Гватемалы, Греции, Колумбии, Мексики, Перу, Португалии, Румынии, США и Швеции.

К числу нововведений 1896 года прежде всего следует отнести включение в конвенцию понятия публикации и определение его как “выпуск копий”.

Таким образом представление и исполнение драматических,
драматическо-музыкальных и музыкальных произведений, выставки
произведений искусства к публикации не относились. К числу важнейших
изменений следует отнести также и уточнение к статье 3, в соответствии с
которым охрана предоставлялась произведению, впервые опубликованному в стране-участнице конвенции, даже в том случае, когда автор являлся гражданином страны, не входящей в Бернский союз. Таким образом, территориальный принцип конвенции оставался неизменным, однако акцент был перенесён с издателя на автора произведения.

Следующим этапом развития Бернской конвенции была Берлинская конференция 1908 года. К этому времени к конвенции присоединились ещё четыре государства: Япония (1899), Швеция (1901), Дания (1903) и Либерия (1908). Кроме государств- членов на конференцию прислали своих делегатов ещё 19 стран (в том числе и Россия). Результатом работы конференции явился почти полный пересмотр всех основных положений предыдущих конференций.

Конвенция определила более чётко понятие литературного и
художественного произведений и закрепила положение о том, что они должны охраняться во всех странах-участницах с обязательным отражением этого в национальных законодательствах, если таковое не было сделано раньше.

Электронная библиотека

Правовое регулирование авторского права осуществляется также международными договорами России. Основными среди них являются Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. и Всемирная конвенция об авторском праве 1952г. Обе конвенции действуют для России с 13 марта 1995г.

Бернская конвенции содержит значительное количество норм материально-правового характера. Страны, к которым применяется настоящая Конвенция, образуют Союз по охране прав авторов на их литературные и художественные произведения.

Объектом авторского права являются любая продукция в области литературы, науки, искусства независимо от способа и формы ее выражения, включая перевод, адаптацию, музыкальную аранжировку и другую переделку произведения, а также сборники произведений, представляющие собой по выбору и расположении материалов результат материального творчества. Правовая охрана не распространяется на новости или различные события, имеющие характер простой пресс-информации.

Однако законодательством стран Союза может быть изменен круг данных объектов путем:

· предоставления охраны официальным текстам законодательного, административного и юридического характера и официальным переводам таких текстов;

· исключения из охраны литературных и художественных произведений или каких-либо определенных их категорий, если они не закреплены в той или иной материальной форме;

· исключения из охраны политических речей и речей, произведенных в ходе судебных процессов;

· определения степени применения законов страны к произведениям прикладного искусства и промышленным образцам и моделям, а также условий охраны таких произведений, образцов и моделей. В отношении произведений, охраняемых в стране происхождения исключительно как образцы и модели, в других странах Союза может быть истребована лишь специальная охрана, предоставляемая в данной стране образцам и моделям. Однако если в данной стране не предоставляется такой специальной охраны, эти произведения охраняются как художественные произведения.

Указанные произведения пользуются охраной во всех странах Союза, которая применяется:

· к авторам, если они являются гражданами одной из стран Союза либо имеют свое обычное местожительство в одной из этих стран, независимо от того, опубликованы произведения или нет;

· к авторам, не являющимися гражданами стран Союза, если они впервые опубликовали произведение в одной из этих стран или одновременно в стране, не входящей в Союз, и в стране Союза;

· к авторам кинематографических произведений, создатель которых имеет свое основное место работы и обычное место жительство в одной из стран Союза;

· к авторам произведений архитектуры, сооруженных в какой-либо стране Союза, или других художественных произведений, являющихся частью здания или другого сооружения, расположенного в какой-либо стране Союза.

Пользование авторскими правами и их осуществление не связаны с выполнением каких-либо формальностей.

В отношении произведений авторы пользуются в странах Союза, кроме страны происхождения произведения, национальным режимом. Охрана прав в стране происхождения регулируется внутренним законодательством. Однако если автор не является гражданином страны происхождения произведения, он пользуется в этой стране такими же правами, как и авторы – граждане этой страны.

Читайте так же:  Служба в армии — как определяется категория здоровья призывника

По общему правилу срок действия авторского права составляет все время жизни автора и 50 лет после его смерти. Так, законодательством стран Союза может определяться срок охраны фотографических произведений и произведений прикладного искусства, но он не может быть короче 25 лет со времени создания такого произведения.

Страны Союза могут установить более продолжительные сроки охраны. Если по закону страны – участницы Конвенции, в которой предъявляется требование об охране, срок является более продолжительным, то применяется установленный в этой стране срок (п. 6 ст. 7 Бернской конвенции), но, он не может быть более продолжительным, чем

строк действия авторского права, который установлен в стране, где произведение было впервые опубликовано (п. 8 ст. 7 Бернской конвенции).

Средства защиты для обеспечения прав регулируются законодательством страны, в которой истребуется охрана.

Таким образом, объем правовой охраны (объем прав автора) и средства защиты, представляемые автору для охраны его прав, регулируются исключительно законодательством страны, в которой истребуется охрана. Они не зависят от существования охраны в стране происхождения произведения.

Помимо этой коллизионной нормы, Конвенцией предусмотрены специальные права. К ним относятся:

· право требовать признания своего авторства на произведение;

· право противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора;

· исключительное право автора переводить и размещать переводы своих литературных и художественных произведений;

· исключительное право автора размещать воспроизведение своего произведения любым образом и в любой форме;

· исключительное право автора драматического, музыкально-драматического и музыкального произведения разрешать публичное представление и исполнение своего произведения, а также сообщение для всеобщего сведения любыми средствами представления и исполнения своих произведений;

· исключительное право автора литературного и художественного произведения разрешать передачу его в эфир или сообщение его для всеобщего сведения другим способом беспроводной передачи знаков, звуков или изображений, любое сообщение для всеобщего сведения по проводам или средствами беспроводной связи переданного в эфир произведения, если такое сообщение осуществляется иной организацией, нежели первоначальная, сообщение для всеобщего сведения переданного в эфир произведения с помощью громкоговорителя или другого аналогичного устройства;

· исключительное право автора литературного произведения разрешать публичное чтение своих произведений, включая публичное чтение, осуществляемое любыми средствами или способами, и сообщение его для всеобщего сведения любыми средствами чтения;

· исключительное право автора литературного и художественного произведения разрешать переделки, аранжировки и другие переработки своих произведений.

Бернская конвенция действует с обратной силой.

Вторым основным многосторонним международным договором России является Всемирная Конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г.

В соответствии с этой конвенцией каждое государство обязалось принять меры, необходимые для обеспечения достаточной и эффективной охраны прав авторов и других правообладателей на литературные, научные и художественные произведения, как-то: произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, графики и скульптуры. Однако содержание и защита авторских прав почти полностью зависит от национального законодательства той страны, где испрашивается охрана.

Всемирная Конвенция об авторском праве так же, как и Бернская конвенция, исходит из принципа национального режима. Национальным режимом пользуются вы

пущенные и не выпущенные в свет произведения граждан любого другого государства – участника Конвенции, а также произведения, впервые выпущенные в свет на территории другого государства-участника. При этом любое государство может в своем внутреннем законодательстве приравнять к своим гражданам любых лиц, домицилированных на его территории.

К формальностям, которые могут быть установлены внутренним законодательством государства для получения правовой охраны (депонирование экземпляров, регистрация, нотариальное удостоверение, уплата сборов, изготовление или выпуск в свет экземпляров произведения на территории данного государства), приравнено проставление обозначения:

©, имя (наименование) обладателя исключительных авторских прав,

год первого опубликования произведения

на экземплярах произведения, впервые выпущенного в свет за пределами этого государства и авторы которых на являются его гражданами. Но для приобретения и осуществления авторских прав на произведения, впервые выпущенные в свет на его территории, или на произведения его граждан, независимо от места выпуска их в свет, государство может требовать соблюдения указанных формальностей или других условий.

Государство вправе требовать от лица, которое обращается в суд, соблюдения процессуальных правил, как-то: представительства истца адвокатом, допущенным к практике в данном государстве, или депонирования истцом экземпляра произведения в суде или в административном органе и др. Однако факт невыполнения указанных требований не влечет недействительности авторского права.

Срок охраны произведения определяется законом государства, в котором предоставляются требования об охране, но он не может быть короче одного из четырёх минимальных сроков:

1) периода, охватывающего время жизни автора и 25 лет после его смерти;

2) 25 лет, считая со времени первого выпуска в свет (если к моменту вступления в силу Конвенции на территории государства срок исчислялся со времени первого выпуска произведения в свет);

3) 25 лет, считая со времени первого выпуска в свет или со времени регистрации произведения, предшествовавшей выпуску в свет (если к моменту вступления в силу Конвенции на территории государства срок охраны не исчисляется исходя из продолжительности жизни автора, а со времени первого выпуска произведения или регистрации этого произведения, предшествовавшей выпуску в свет);

4) 10 лет, если в государстве предоставляется охрана фотографическим произведениям, а также произведениям прикладного искусства, поскольку они являются художественными.

В Конвенции содержится только несколько унифицированных материально-правовых норм. В частности ст. V предусматривает право автора переводить, выпускать в свет переводы и разрешать перевод и выпуск в свет переведённых произведений. Каждое государство может своим внутренним законодательством ограничить право перевода письменных произведений, но с соблюдением положений Конвенции.

Все остальные права авторов подлежат конкретизации и защите по внутреннему законодательству государств – участников Конвенции. Такой гибкий подход способствовал привлечению к участию в ней государств с различными системами авторского права.

Всемирная конвенция не имеет обратной силы.

Правовое регулирование охраны авторских прав производится также на уровне двусторонних международных соглашений. Такие договоры заключены с Австрией, Болгарией, Венгрией, Кубой, Польшей, Швецией и некоторыми другими странами.

Правовая охрана произведений российских авторов, впервые обнародованных или необнародованных, но находящихся в какой-либо объективной форме, на территории РФ, а также признание за ними (их правопреемниками) авторского права на территории иностранного государства будут осуществляться только в случае участия этого государства наравне с Россией в многосторонних и двусторонних соглашениях об охране авторских прав. К произведениям и самим авторам будут применяться национальное законодательство иностранного государства, где испрашивается правовая охрана, и материально-правовые нормы международного договора.

Читайте так же:  Специфические права ребенка описание видов

В соответствии с Соглашением о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав, заключенным 24 сентября 1993 г. государства-участники приняли на себя обязательство обеспечить на своих территориях выполнение международных обязательств, вытекающих из участия бывшего СССР во Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. исходя из того, что дата вступления в силу указанной Конвенции для бывшего СССР (27 мая 1973 г.) является датой, с которой каждое государство-участник считает себя связанным ее положениями.

Государства-участники применяют Всемирную конвенцию об авторском праве в отношениях между собой как к произведениям, созданных после 27 мая 1973года, так и к произведениям, охранявшимся по законодательству государств-участников до этой даты, на тех же условиях, которые установлены национальным законодательством в отношении своих авторов.

Срочно?

Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Международно-правовая охрана авторских прав

Международно-правовая охрана авторских прав реализуется в соответствии с соглашениями, конвенциями, актами, а также договорами между отдельными государствами. Режим охраны распространяется на любые результаты творческого труда, в том числе на неопубликованные произведения. В этом материале разберем, какие принципы охраны предусматривает международное авторское право, а как они реализуются на практике.

Правовое регулирование

Система международных актов в сфере авторского права начала формироваться уже в XIX веке, когда была принята Бернская конвенция. Изначально она распространялась только на объекты литературного и художественного творчества, однако последующие изменения существенно расширили перечень охраняемых объектов. Нормы международных актов воспроизводятся в национальном законодательстве отдельных государств, а отступление от общепринятых принципов носит несущественных характер.

Права автора творческого объекта буду защищены уже с момента его создания. При этом не обязательно объявлять о таком создании или публиковать произведение, так как охрана предоставляется даже неопубликованным объектам. Выделим основной перечень международных актов, по которым осуществляется правовое регулирование:

  • в развитие положений Бернской конвенции, в 1952 году была одобрена Всемирная конвенция об авторском праве (Женевская конвенция) – именно этот документ расширил первоначальный перечень охраняемых объектов;
  • с 1994 года применяется нормативное соглашение ТРИПС, предметом которого является регулирование правоотношений при использовании и защите творческой и интеллектуальной собственности;
  • соглашения и договоры, которые одобрены отдельными государствами (например, Россия заключила указанные договоры практически со всеми странами СНГ);
  • региональные акты и соглашения – например, для государств-участников Евросоюза утверждены единые нормативные акты в сфере авторского и патентного права.

Национальное законодательство России соответствует международным стандартам, так как наша страна является участником всех конвенций и соглашений.

Для стран-участниц Бернской и Женевской конвенций существенно упрощена процедура подтверждения и признания авторских прав. Для этого субъекту достаточно опубликовать свое творение на территории любого из указанных государств, либо закрепить права иным надлежащим способом. Личные и имущественные права предоставляются вне зависимости от гражданства или территории регистрации субъекта, поэтому равную защиту получат произведения резидентов и иностранных граждан.

Можно выделить единые правила подтверждения и признания авторских прав, которые действуют на международном уровне:

  • автором признается лицо, чьим творческим трудом создано уникальное произведение;
  • правообладателем может выступать не только автор, но и иное лицо, на законном основании получившее права на объект творчества – заказчик по договору авторского заказа, приобретатель по договору уступки, наследники и правопреемники, иные лица;
  • хотя международная система охраны не предусматривают регистрации результатов творческого труда, законодательство отдельных государства предусматривает такую процедуру для дополнительной защиты прав автора.

[1]

Даже если государство не входит в состав участников указанных выше конвенций и соглашений, оно признает авторские права в упрощенном порядке. Для этого нужно опубликовать творение на территории такой страны, либо надлежащим образом подтвердить авторство в других государствах.

Практическая реализация международной охраны

Для координации действия по защите интересов авторов и правообладателей создано множество международных структур и инстанций. Наиболее широкий перечень полномочий предоставлен официальной структуре при ООН – WIPO (ВОИС, Всемирная организация интеллектуальной собственности). Эта организация осуществляет регулирование авторских прав на международном уровне, готовит проекты изменений в конвенции и соглашения, систематизирует сведения об объектах авторских прав и правообладателей.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Практическая реализация режима правовой охраны происходит по двум направлениям:

  • материально-правовой метод заключается в прямом и непосредственном использовании международных актов для правового регулирования – например, нормой прямого действия является признание прав автора с момента создания творческого произведения;
  • коллизионный метод заключается в установлении общих правил регулирования, которые должны быть раскрыты и подтверждены на уровне национального законодательства отдельных стран.

При реализации личных и имущественных прав, автор и правообладатель руководствуется законодательными нормами страны проживания или регистрации. Если такие нормы не позволяют надлежащим образом урегулировать правоотношения или спор, применяются международные правила и принципы. Однако ряд положений являются нормами прямого действия – продолжительность правовой охраны, неотчуждаемость личных прав и иные правила.

[3]

Источники


  1. Теория государства и права в вопросах и ответах:Учебно-методическое пособие. -5-е изд. исп. — Москва: ИЛ, 2015. — 725 c.

  2. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия; СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2011. — 142 c.

  3. Авакьян, С.А. Конституционное право России: Методическое руководство к семинарам; М.: Российский Юридический Издательский Дом, 2013. — 370 c.
  4. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. — М.: Юридический институт, 2001. — 352 c.
  5. Егиазаров, В.А. Транспортное право: Учебник; М.: Юстицинформ; Издание 5-е, доп., 2012. — 552 c.
Международно правовая охрана авторских прав
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here