Легализация доходов полученных преступным путем

В этой статье мы постарались раскрыть тему: "Легализация доходов полученных преступным путем". Здесь собрана и структурирована вся информация о теме, что позволяет найти полный ответ на ваш вопрос. Но, если все же остались вопросы, то вы всегда можете их задать нашему дежурному юристу.

Глава II. Предупреждение легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения (ст.ст. 4 — 7.5)

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 23 июля 2018 г. — Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 90-ФЗ

Глава II. Предупреждение легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения

>
Меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем финансированию терроризма.
Содержание
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Легализация доходов полученных преступным путем

С 1991 года по 2009 год в России схемы по «отмыванию денег» пользовались куда меньшей популярностью, чем так называемая «обналичка», некоторые специалисты в банковской сфере связывают это с тем, что происхождение капиталов полученных незаконным путём, в тот период, не вызывало интереса ни государства ни граждан, соответственно, не требовалась и легализация (отмывание) капиталов. Вот что говорил об этом бывший банкир Алексей Френкель

Вдумаемся в смысл фразы «легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем». Некий наркобарон получил, очевидно, преступным путем, то есть путем продажи наркотиков, некоторую сумму денег. Он хочет на эти деньги приобрести нечто полезное — дом, яхту, машину или ювелирные изделия. На Западе для осуществления его мечты ему потребуется нажитые преступным путем деньги легализовать, превратить из «чёрных» в «белые». Иначе покупка не состоится. Чтобы ему этого не удалось сделать, все западные страны приняли у себя законы, аналогичные нашему 115-му закону, и создали международную организацию — ФАТФ — которая должна координировать работу и осуществлять обмен информацией между странами, которые борются с отмыванием. Действительно, если наркобарон не сможет направить свои деньги на покупку материальных благ, то зачем, спрашивается, он зарабатывал деньги? Не лучше ли податься в сельское хозяйство, и переключиться с выращивания опиумного мака на выращивание телят?

Теперь посмотрим, что происходит в России. В отличие от Запада, в России на «чёрные» деньги можно купить абсолютно всё — и дом, и яхту, и машину, и ювелирные изделия. Этот факт никого в нашей стране не удивляет. Следовательно, в России, в отличие от Запада, у лиц, наживших преступным путем деньги, нет никакой мотивации для легализации (или отмывания) денег. Отмыть деньги, то есть сделать их из «чёрных» (грязных) «белыми» (чистыми), в России никому не нужно. Если же исходить из расхожей в нашей стране точки зрения, что деньги, заработанные на приватизации, нажиты преступным путем, то мы дополнительно будем вынуждены констатировать, что на нажитые преступным путем деньги можно купить ещё и заводы, и газеты, и пароходы, и целые отрасли народного хозяйства.

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Легализация доходов» в других словарях:

Легализация доходов, полученных незаконным путем — придание в любых формах правомерного вида владению, пользованию или распо ряжению доходами, полученными незаконным путем, в том числе путем их сокрытия, размещения, перемещения, либо сокрытие, искажение, представление ложных или вводящих в… … Право Белоруссии: Понятия, термины, определения

Легализация — Легализация придание законной силы, официальное признание, часто с оттенком декриминализации. Легализация документа совершение действий, придающих документу юридическую силу. Легализация наркотиков признание законным и… … Википедия

[3]

Легализация (отмывание) доходов — легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением… … Официальная терминология

Легализация Криминальных Доходов — придание незаконным, преступным доходам правомерного, законного вида. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ (ОТМЫВАНИЕ) ДОХОДОВ ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ — ЛЕГАЛИЗАЦИЯ (ОТМЫВАНИЕ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений … Юридическая энциклопедия

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ — преступление международного характера, распространенное в странах с рыночной экономикой. Объективная сторона этого преступления состоит в том, что добытые преступным путем деньги вывозятся за границу и в разных государствах помещаются на счета… … Юридическая энциклопедия

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ (ОТМЫВАНИЕ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЕННЫХ НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ — преступление в сфере экономической деятельности, предусмотренное ст. 174 УК РФ. С объективной стороны представляет собой совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным… … Юридический словарь

Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем — Другие названия: Легализация преступных доходов, Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем Отмывание денег легализация денежных средств, полученных незаконным путём, то есть перевод их из теневой, неформальной экономики в… … Википедия

Легализация преступных доходов — Другие названия: Легализация преступных доходов, Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем Отмывание денег легализация денежных средств, полученных незаконным путём, то есть перевод их из теневой, неформальной экономики в… … Википедия

ДОХОДОВ ПРЕСТУПНЫХ ЛЕГАЛИЗАЦИЯ — (см. ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ) … Энциклопедический словарь экономики и права

3.4. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

Началом борьбы с такого рода негативными явлениями на международном уровне можно считать заключение двух- и многосторонних договоров, принятие международных резо­люций и деклараций. Следующим шагом явилось создание меж­дународной организации, призванной координировать усилия по противодействию отмыванию капитала и финансированию международного терроризма.

Читайте так же:  Образец приказа о выплате единовременного пособия о рождении ребенка

Разработанная в 1988 г. Конвенция ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» положила начало мерам международного сообщества по борьбе с легализацией капиталов, полученных преступным путем. Принятие этого и ряда других документов заложило пра­вовую основу для борьбы с отмыванием капиталов в междуна­родном масштабе.

В организационном плане реализацией этих усилий яви­лось создание Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (РАТР). В июне 2003 г. к ФАТФ присоеди­нилась и Россия. ФАТФ разработала для финансовых институ­тов и надзорных органов рекомендации по борьбе с отмывани­ем капитала. В их основе лежат программы «Знай своего клиента» и «Должная проверка». В соответствии с ними фи­нансовые институты должны разработать программы и проце­дуры по выявлению подозрительных клиентов и подозритель­ных сделок. В рекомендациях перечислены: преступления, связанные с отмыванием капитала; требования по идентифика­ции и проверке клиентов, фиксированию и хранению инфор­мации, а также направлению сообщений о подозрительных сделках в уполномоченный орган. Основными мерами, ко­торые в зависимости от уровня риска должны предпринимать финансовые институты при проверке клиента, являются сле­дующие:

■ идентификация и проверка личности клиента на основа­нии достоверных данных, полученных из независимого источника;

■ идентификация и проверка личности конечного выгодо­приобретателя;

■ получение информации о целях установления и предпо­лагаемой природе деловых отношений;

■ изучение проводимых клиентом сделок для подтверж­дения того, что они соответствуют представлениям финансового учреждения о клиенте, природе бизнеса клиента и оценке уровня риска, связанного с ним.

Позже в сферу деятельности ФАТФ были включены вопро­сы противодействия финансированию терроризма. С введени­ем принятых ФАТФ документов по вопросам противодействия финансированию терроризма в мировом банковском сообществе изменился взгляд на банковскую тайну, отношения с клиентом вышли на другой уровень.

ФАТФ периодически публикует отчеты по типологиям отмы­вания преступных доходов и финансирования терроризма.

Особая роль в системе борьбы с отмыванием капитала отво­дится банкам. В целях защиты мировой финансовой системы от проникновения преступных капиталов 11 ведущих банков мира 30 октября 2000 г. подписали Всеобщие директивы по про­тиводействию отмыванию доходов в частном банковском сек­торе (Вольфсбергские принципы). В документе названы при­оритетные направления политики банков и механизмы предотвращения использования банковской системы для лега­лизации доходов, полученных преступным путем. В соответ­ствии с Вольфебергскими принципами в основе политики лю­бого банка должно лежать следующее правило: банк может устанавливать отношения только с теми клиентами, законное происхождение источников доходов которых может быть в ра­зумных пределах подтверждено. Директивами установлены сле­дующие правила ведения операций с клиентами:

■ получение достоверной информации о клиенте, иденти­фикация клиентов (включая разовых) и бенефициаров;

■ выявление, документальное фиксирование и хранение сведений о подозрительных операциях, направление их в уполномоченный орган;

■ создание в банке независимых подразделений, отвеча­ющих за предотвращение отмывания денег.

[2]

Базельский комитет по банковскому надзору в мае 2002 г. разработал рекомендации по проведению кредитными органи­зациями проверки клиентов.

В России деятельность по борьбе с отмыванием капитала регулирует Федеральный закон от 7 августа 2001 г. «О проти­водействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В Законе определены основные понятия, относящиеся к сфере регулиро­вания:

■ доходы, полученные преступным путем, — денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления;

■ легализация (отмывание доходов, полученных преступ­ным путем, — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средства­ми или иным имуществом, полученными в результате со­вершения преступления);

■ финансирование терроризма — предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования орга­низации, подготовки и совершения преступлений, пре­дусмотренных соответствующими статьями Уголовного кодекса РФ, либо для обеспечения организованной груп­пы, незаконного вооруженного формирования или пре­ступного сообщества (преступной организации), создан­ных или создаваемых для совершения преступлений.

К мерам, направленным на противодействие этим негатив­ным явлениям, Закон относит:

■ обязательные процедуры внутреннего контроля;

■ запрет на информирование клиентов и иных лиц о при­нимаемых мерах противодействия легализации доходов, полу­ченных преступным путем, и финансированию терроризма.

Контроль Закон возлагает на организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом: кре­дитные организации, профессиональных участников рынка цен­ных бумаг, страховые и лизинговые компании, ломбарды и др.

В соответствии с Законом к операциям, подлежащим обя­зательному контролю, относятся:

1) операции с денежными средствами или иным имуществом на сумму, равную или превышающую 600 ООО руб. (рублевый эк­вивалент этой суммы в иностранной валюте):

■ операции с денежными средствами в наличной форме (снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, не обусловленных характером его хозяйственной деятель­ности, покупка или продажа наличной иностранной ва­люты физическим лицом, приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет, получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выдан­ному нерезидентом, обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства, внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме);

■ зачисление или перевод на счет денежных средств, пре­доставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами (если хотя бы одной из сторон яв­ляется физическое или юридическое лицо, имеющее ре­гистрацию, место жительства или место нахождения в го­сударстве, которое не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, либо если од­ной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в таком государстве);

■ операции по банковским счетам (вкладам), размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением

документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъя­вителя, открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной фор­ме, перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление де­нежных средств из-за границы со счета (вклада), откры­того на анонимного владельца; зачисление или списание денежных средств со счета юридического лица, если пе­риод его деятельности не превышает трех месяцев со дня регистрации либо если операции по указанному счету не производились с момента его открытия);

Читайте так же:  В каких случаях дают больничный при давлении, без температуры

■ иные сделки с движимым имуществом;

2) сделки с недвижимым имуществом (если сумма, на ко­торую сделка совершается, равна или превышает 3 ООО ООО руб., в том числе в рублевом эквиваленте);

3) операции с денежными средствами или иным имуще­ством (если хотя бы одной из сторон являются организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном порядке сведения об их участии в экстремист­ской деятельности, либо если стороны прямо или косвенно кон­тролируются такими лицами).

Сведения об операциях, подлежащих обязательному кон­тролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган. В России это Федеральная служба по финансовому мо­ниторингу. Если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации программ внутреннего контроля возника­ют подозрения, что операции осуществляются в целях отмывания доходов, полученных преступным путем, они обязаны направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независи­мо от того, перечислены ли они в законе.

В целях реализации , положений закона на уровне Прави­тельства РФ и Банка России разработаны документы, охваты­вающие: разработку правил вну треннего контроля в целях про­тиводействия легализации полученных преступным путем доходов; порядок идентификации клиентов и выгодоприобре­тателей для выявления подозрительных клиентов и сделок; по­рядок предоставления сведений в уполномоченный орган; ква­лификационные требования к специалистам, ответственным за организацию этой работы.

Легализация доходов, полученных преступным путем, ос­тается серьезной проблемой, находящаяся в центре внимания мирового сообщества. Предотвращение использования кредит­ных организаций для отмывания капитала — одно из основных условий развития банковского сектора России.

Ответственность за легализацию преступных доходов

Легализация (отмывание) доходов – это наделение правовым статусом средств, которые получены заведомо преступным путем. Легализация предполагает сознательные средства и сложную многоэтапную процедуру. Отмывание производится различными способами. Легализация – это крайне негативное явление, которое ведет к росту преступности. Это одна из составляющих террористической деятельности.

Предмет легализации

Предметом отмывания являются средства, добытые заведомо преступным путем. Это могут быть деньги, полученные следующим образом:

  • Торговля наркотическими веществами.
  • Финансовые махинации.
  • Регистрация компаний-однодневок.
  • Незаконная торговля оружием.

Точное определение дохода, добытого преступным путем, содержится в статье 3 ФЗ №115 от 07.08.2001 г. Это средства, приобретенные в результате совершения преступления. Незаконные действия могут быть самыми различными. Однако закон исключает из этого перечня следующие преступления:

  1. Статья 193 УК РФ. Игнорирование обязанностей по репатриации денег.
  2. Статья 194 УК РФ. Игнорирование уплаты таможенных взносов.
  3. Статья 198 УК РФ. Игнорирование уплаты налогов и страховых взносов.
  4. Статья 199 УК РФ. Уклонение от налоговых сборов.

ВАЖНО! Под доходом понимаются средства, добытые в результате какой-либо деятельности (в данном случае преступной). Ряд операций для приобретения денежных средств подлежит обязательной проверке на предмет причастности террористической деятельности, экстремистским объединениям. Перечень операций, которые подлежат уходу, изложен в статье 6 ФЗ №115.

Цели отмывания средств

Легализация средств, полученных преступным путем, производится со следующими целями:

  • Сокрытие источников и характеров происхождения средств.
  • Формирование видимости легальности имеющихся доходов.
  • Сокрытие лиц, которые являются владельцами нелегальных доходов и занимаются их отмыванием.
  • Уклонение от перечисления налогов.
  • Формирование беспрепятственного доступа к деньгам.
  • Формирование условий для безопасного использования средств.
  • Создание возможности для свободного инвестирования в законный бизнес.

Отмывание средств – характерный признак деятельности преступных объединений.

ТОП-10 способов отмывания средств

Выделяются следующие способы отмывания доходов, добытых преступным путем:

Это лишь малый перечень способов отмывания средств. Для обхода закона создаются все новые и новые схемы. Новые методы сложнее отследить.

Характерные особенности сделок для отмывания средств

Сделки для легализации преступных средств отличаются следующими признаками:

  1. Счет покупателя и продавца зарегистрирован в одном банковском учреждении.
  2. Все операции произведены в течение одного дня.
  3. Оформление сопутствующей документации в один день.
  4. Оплата продукции была проведена со счета в банковском учреждении, являющемся резидентом.
  5. Предметом сделки является товар, популярный у налоговых махинаторов. Это оптика, программное обеспечение и прочее.
  6. Просьба о возмещении НДС фирмой, партнером которой является компания с неизвестным местоположением.

В сделках могут использоваться как заемные средства, так и собственные деньги.

Ответственность за отмывание

Деятельность, связанная с отмыванием средств, регулируется такими нормативными актами, как:

  1. Статья 174 УК РФ. Легализация средств, полученных в результате преступной деятельности. Предполагает отмывание денег, полученных другими лицами. Предполагает ответственность в форме 7 лет тюремного заключения.
  2. Статья 174.1 УК РФ. Легализация собственных средств, полученных в результате незаконной деятельности.

Прочие нормативные акты, предупреждающие отмывание средств:

  1. Конвенция об отмывании средств, подписанная в Страсбурге в 1990 году.
  2. ФЗ от 28 мая 2001 года №62.
  3. Постановление Пленума ВС от 18.07.2004 года.
  4. ФЗ от 07.08.2001 г. №115, на основе которого был создан соответствующий раздел в УК РФ.

Из нормативных актов становится очевидно, что ответственность полагается за отмывание как собственных, так и чужих средств, полученных в результате преступной деятельности.

Судебная практика

Судебная практика относительно применения статьи 174 УК РФ противоречива. При буквальной интерпретации закона часто наблюдается избыточное использование статьи. Как правило, суды не учитывают цель использования средств. То есть нормативный акт используют и в том случае, если не доказано направление средств именно на легализацию. Обычно ответственность за отмывание вменяется вместе со статьями о краже, мошенничестве, присвоении средств, незаконном получении кредита, сбыте наркотиков. Однако по закону легализация – это именно комплекс мероприятий, направленных на придание средствам правового статуса.

Легализация доходов, полученных преступным путем – Адвокат по легализации

Легализация. Кто виноват?

Субъектом рассматриваемого преступления является любое физическое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16 лет, умышленно совершившее легализацию денежных средств или иного имущества, приобретённых преступным путём.

При этом законодатель разделяет ответственность по субъекту, совершившему преступления: ст. 174 УК РФ – предусматривает ответственность за отмывание доходов, незаконно полученных другими лицами, а ст.174.1 УК РФ – за отмывание собственных преступных доходов.

Читайте так же:  Что такое осаго и каско простым языком

Особенностью данных статей является практика их применения – органы следствия в большинстве случаев квалифицируют по этим статьям деяния по распоряжению имуществом, полученным в результате мошенничества, незаконного получения кредита и иных экономических преступлений, тем самым «усиливая» обвинение.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, обвинение в легализации дополнительно может получить практически любое лицо, которому предъявлено обвинение в совершении иного экономического преступления.

Что говорит закон о легализации?

Статья 174. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем

Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем (за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 настоящего Кодекса), в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом наказывается.

Максимальный срок наказания по ч.4 ст.174 УК РФ — 7 лет лишения свободы.

Статья 174.1. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления

Финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления (за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 настоящего Кодекса), в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.

Максимальный срок наказания по ч.2 ст.174.1 УК РФ — 7 лет лишения свободы.

Основными нормативными документами по данным двум составам преступления являются:

— Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, принятая в Страсбурге 8 ноября 1990 года государствами — членами Совета Европы — ФЗ «О ратификации конвенции об отмывании, выявлении изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» от 28 мая 2001 года — ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года — Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретённых преступным путём» от 18 июня 2004 года.

Легализация. Что делать?

Ваша защита от обвинения в совершении легализации будет строиться на доказывании отсутствия признаков состава преступления и/или доказывании Вашей непричастности к совершённому преступлению.

Не всякое распоряжение имуществом есть легализация. Важна ЦЕЛЬ

Статья 174.1 Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых лицом в результате совершениям им преступления, появилась в УК РФ в 2002 году, с принятием ФЗ — № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и финансированию терроризма». С этого момента уголовный закон разделил ответственность за легализацию по субъекту первоначального преступления: ст. 174 – предусматривает ответственность за отмывание доходов, незаконно полученных другими лицами, а ст.174.1 – за отмывание собственных преступных доходов.

Однако, если сравнить две эти нормы, то по ранее действующему уголовному закону, вопреки логике, под легализацией преступных доходов понимались совершенно разные действия. Так, диспозиция ст.174 УК РФ воспроизводила уточнённое определение легализации из закона № 115-ФЗ, указывающая на основную составляющую этого деяния – цель придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжения преступно полученным имуществом. Именно это неотъемлемый признак легализации установлен в законодательстве многих зарубежных стран (Германия, Швейцария и других). В ст.174.1 ранее специальная цель, как специальный признак отсутствовала, а наказуемыми действиями считались, не только совершение финансовых операций и сделок с преступно приобретённым имуществом, но и его использование в предпринимательской и иной экономической деятельности. Между тем, распоряжение приобретённым имуществом – это составляющая корыстной цели деяния (таковая имеет место при совершении большинства преступлений, в результате которых извлекается доход). Поэтому дополнительной квалификации распоряжение преступно полученным имуществом, как легализации, не требуется.

В связи с изменениями, внесёнными в УК РФ, в связи с принятием закона № 60-ФЗ от 07.04.2010 года, придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом, как цель легализации теперь указано в диспозициях и ст.174 и ст.174.1 УК РФ.

Какое имущество составляет предмет преступления?

Предметом легализации являются денежные средства или иное имущество, заведомо приобретённые преступным путём.
Доходы, полученные преступным путем, согласно ст.3 Федерального закона -115 — денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления.

Преступный путь выражается в том, что имущество приобретено в результате совершения различных преступлений. Уголовный закон ограничивает круг указанных преступлений, исключив из их числа, преступления, предусмотренные ст.193, 194, 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ.

Доход – означает любую экономическую выгоду, полученную в результате совершения преступления.

Денежные средства – платёжное средство, платежи могут осуществляться путём наличных и безналичных расчётов.
Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Статья 6 ФЗ – 115 от 7 августа 2001 года определяет виды операций, подлежащие обязательному контролю.

Судебная практика

Судебная практика по применению уголовного закона складывается по-разному, в связи с тем, что отсутствуют чёткие разъяснения со стороны высшей судебной инстанции. Вместе с тем, формальный подход к квалификации на основе буквального толкования нормы и желания улучшить показатели работы органов предварительного следствия, приводят к тому, что ст.174.1 УК РФ вменяется по совокупности избыточно.

Что характерно, даже суды не всегда принимают такое обстоятельство, как цель использования денежных средств, полученных преступным путём. Как правило, они соглашаются с квалификацией действий подсудимых, по ст.174.1 УК РФ, когда были доказаны факты хищений в крупном размере.

Читайте так же:  Как рассчитывается и начисляется отпуск по тк рф

В абсолютном большинстве случаев, отмывание денежных средств или иного имущества, которое лицо приобретает, в результате совершения другого преступления, вменяется ему по совокупности с этим предикатным (первичным) преступлением. Среди таковых наиболее распространены: кража (ст.158), мошенничество (ст.159), присвоение или растрата (ст.160), незаконное получение кредита (ст.176), сбыт наркотических или психотропных веществ (ст.228.1).

«Настоящая» легализация, в мошенничестве с кредитами, либо при незаконном получении кредита, денежных средств, как правило, представляет собой совокупность последовательно совершаемых финансовых операций, которые объединены единым умыслом и направлены на достижение одной цели – «обелить» доход от конкретной преступной махинации.

Достаточно часто по многим уголовным делам по ст.174 и ст.174.1 УК РФ материалы уголовных дел не содержат доказательств того, финансовые операции и иные сделки совершаются обвиняемым (подсудимым) именно с теми денежными средствами, которые были получены в результате совершения преступления.

Легализация доходов, полученных преступным путем

В 2019 году государство обеспечивает экономическую безопасность помимо всего прочего также и с помощью валютного контроля.

Таким образом власти пытаются контролировать соблюдение законодательства в области экспортно-импортных, валютных, а также других внешнеэкономических операций.

Однако практика показывает, что подобные методы валютного контроля, которые в настоящее время предпринимаются в РФ, не приостанавливают негативные тенденции: отмывание денег, что получены незаконным путем, вывоз капитала, деятельность теневого сектора в области внешней торговли, а также на внутреннем финансовом рынке.

В итоге борьба с легализацией доходов, полученных преступным путем, — это серьезная проблема не только нашей страны, но и всего международного сообщества.

Законодательная база

115 Федеральный закон «О противодействии легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» малоизвестен широким слоям населения.

При этом основное направление данного Федерального закона — это охрана законных прав отдельных граждан и государства в целом. Рассмотрим подробнее законодательный акт, который призван защищать экономическое благополучие страны.

Итак, 115-ФЗ (антиотмывочный закон) приняли в августе 2001 года. В то время экономика стремительно развивалась, поэтому и возникла потребность в ее защите.

Для этого законодатель предусмотрел меру ответственности не только за получение незаконных доходов, но и за их инвестирование в легальный бизнес.

Область применения этого законодательного акта довольно-таки масштабна. Так, его действие распространяется как на физических лиц, вне зависимости от их гражданства, так и на различные организации (будь то российские или иностранные филиалы, дочерние фирмы или представительства), которые проводят различные расчеты имуществом или деньгами.

Также действие 115-ФЗ касается контролирующих государственных органов, которые отслеживают расчеты деньгами либо имуществом.

Кроме того, другие организации, которые совершают денежные операции на сумму больше, чем 600 000 рублей, обязаны обеспечить внутренний контроль за соблюдением данного законодательного акта и назначать для этого ответственного специалиста.

Также закон определил, что любая сделка, независимо от суммы, подпадает под действие данного закона в случае, если одна из сторон причастна к терроризму или к экстремистской деятельности.

Под финансированием терроризма подразумевается целенаправленное совершение платежей для совершения одного либо сразу нескольких уголовно наказуемых преступлений.

Таким образом, суть закона заключается в следующем: организации, проводящие расчеты имуществом или денежными средствами, обязаны следить за финансовыми потоками, проходящими через них.

В случае, если в результате анализа было обнаружено, что проводимые операции подпали под признаки неблагонадежности, то о них следует сообщить в специальные государственные органы.

В случае наличия достаточного количества оснований контролирующие органы, в свою очередь, должны передать данные правоохранителям.

Легализация преступных доходов УК РФ

Что такое легализация отмывания доходов, полученных преступным путем? Под этим термином подразумеваются любые действия, которые направлены на сокрытие незаконного происхождения денег или другого имущества, их местонахождения и перемещения для того, чтобы придать им вид вполне законных.

При этом стоит отметить, что обновленное издание 115-ФЗ предусматривает, что в легализации таких денежных средств нет каких-либо исключений в перечне преступлений, которые поспособствовали приобретению таких денег или имущества.

Специалисты утверждают, что в Российской Федерации каждый год легализуют приблизительно 250–300 млрд рублей, как правило, организованные преступные группы.

Рассмотрим главные признаки легализации теневых средств:

    совершение уголовного преступления, благодаря чему преступник получил деньги, которыми не может сразу же воспользоваться;

  • совершение дальнейших действий с преступными средствами для придания им правомерного вида (для этого могут подделывать документы или же использовать чужие документы);
  • сокрытие настоящего происхождения преступных доходов;
  • непосредственное сокрытие лиц, которые извлекают теневые доходы, а также инициируют их легализацию;
  • уклонение от выплаты налогов;
  • создание доступа к преступным денежным средствам;
  • организация безопасного инвестирования теневых средств в легальный бизнес.
  • При этом для легализации преступных средств преступнику потребуется совершить все из вышеперечисленного списка. Однако судебная практика показывает, что обеспечить одновременно их эффективное достижение получается далеко не всегда.

    К примеру, правонарушитель может отправить отмытые деньги в такое место, где доступ к ним может вызвать большие проблемы.

    Также случается, что преступник обеспечил себе легкий доступ к теневым доходам, однако при этом он не смог надежно их сокрыть, в результате чего его привлекут к уголовной ответственности.

    Таким образом, движение нелегально приобретенных средств во многом схоже с движением легально полученных денег. В таком случае теневые доходы преступник может использовать многими путями, зависимо от его долгосрочных или краткосрочных планов.

    Как правило, движение нелегальных доходов проходит в циклической форме: одни расходуют на немедленное потребление, а другие возвращают их обратно в легальный бизнес.

    Итак, легализация преступных денежных средств – это неотъемлемая составляющая преступной деятельности, важное звено криминального экономического цикла.

    Легализация доходов полученных преступным путем

    С 1991 года по 2009 год в России схемы по «отмыванию денег» пользовались куда меньшей популярностью, чем так называемая «обналичка», некоторые специалисты в банковской сфере связывают это с тем, что происхождение капиталов полученных незаконным путём, в тот период, не вызывало интереса ни государства ни граждан, соответственно, не требовалась и легализация (отмывание) капиталов. Вот что говорил об этом бывший банкир Алексей Френкель

    Читайте так же:  Ипотека с господдержкой условия получения в сбербанке

    Вдумаемся в смысл фразы «легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем». Некий наркобарон получил, очевидно, преступным путем, то есть путем продажи наркотиков, некоторую сумму денег. Он хочет на эти деньги приобрести нечто полезное — дом, яхту, машину или ювелирные изделия. На Западе для осуществления его мечты ему потребуется нажитые преступным путем деньги легализовать, превратить из «чёрных» в «белые». Иначе покупка не состоится. Чтобы ему этого не удалось сделать, все западные страны приняли у себя законы, аналогичные нашему 115-му закону, и создали международную организацию — ФАТФ — которая должна координировать работу и осуществлять обмен информацией между странами, которые борются с отмыванием. Действительно, если наркобарон не сможет направить свои деньги на покупку материальных благ, то зачем, спрашивается, он зарабатывал деньги? Не лучше ли податься в сельское хозяйство, и переключиться с выращивания опиумного мака на выращивание телят?

    Теперь посмотрим, что происходит в России. В отличие от Запада, в России на «чёрные» деньги можно купить абсолютно всё — и дом, и яхту, и машину, и ювелирные изделия. Этот факт никого в нашей стране не удивляет. Следовательно, в России, в отличие от Запада, у лиц, наживших преступным путем деньги, нет никакой мотивации для легализации (или отмывания) денег. Отмыть деньги, то есть сделать их из «чёрных» (грязных) «белыми» (чистыми), в России никому не нужно. Если же исходить из расхожей в нашей стране точки зрения, что деньги, заработанные на приватизации, нажиты преступным путем, то мы дополнительно будем вынуждены констатировать, что на нажитые преступным путем деньги можно купить ещё и заводы, и газеты, и пароходы, и целые отрасли народного хозяйства.

    Примечания

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое «Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем» в других словарях:

    ЛЕГАЛИЗАЦИЯ (ОТМЫВАНИЕ) ДОХОДОВ ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ — ЛЕГАЛИЗАЦИЯ (ОТМЫВАНИЕ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений … Юридическая энциклопедия

    Легализация (отмывание) доходов — легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением… … Официальная терминология

    [1]

    Легализация преступных доходов — Другие названия: Легализация преступных доходов, Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем Отмывание денег легализация денежных средств, полученных незаконным путём, то есть перевод их из теневой, неформальной экономики в… … Википедия

    ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ — отмывание денег, добытых преступным путем; одно из наиболее опасных экономических преступлений международного характера. Получило распространение в странах с рыночной экономикой. Объективная сторона Л.п.д. состоит в том, что добытые преступным… … Энциклопедия юриста

    ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ — преступление международного характера, распространенное в странах с рыночной экономикой. Объективная сторона этого преступления состоит в том, что добытые преступным путем деньги вывозятся за границу и в разных государствах помещаются на счета… … Юридическая энциклопедия

    ЛЕГАЛИЗАЦИЯ (ОТМЫВАНИЕ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЕННЫХ НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ — преступление в сфере экономической деятельности, предусмотренное ст. 174 УК РФ. С объективной стороны представляет собой совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным… … Юридический словарь

    легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем — преступление в сфере экономической деятельности, предусмотренное ст. 174 УК РФ. С объективной стороны представляет собой совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным… … Большой юридический словарь

    ЛЕГАЛИЗАЦИЯ (ОТМЫВАНИЕ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЕН ЧЫХ НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ — преступление в сфере экономической деятельности, предусмотренное ст. 174 УК РФ. С объективной стороны представляет собой совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным… … Большой юридический словарь

    ЛЕГАЛИЗАЦИЯ (ОТМЫВАНИЕ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЕН ЧЫХ НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ — преступление в сфере экономической деятельности, предусмотренное ст. 174 УК РФ. С объективной стороны представляет собой совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным… … Юридический словарь

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    ОТМЫВАНИЕ ДЕНЕГ — действия, операции, призванные скрыть истинный источник поступления денежных средств и придать получению денег вполне законный характер. При этом используются такие приемы, как множественные пересылки денег через доверенные компании, в ходе… … Юридическая энциклопедия

    Источники


    1. Ларин, А.М. Я — следователь; М.: Юридическая литература, 2011. — 192 c.

    2. Пикуров, Н. И. Комментарий к судебной практике квалификации преступлений на примере норм с бланкетными диспозициями / Н.И. Пикуров. — М.: Юрайт, 2014. — 496 c.

    3. Старович, Збигнев Судебная сексология / Збигнев Старович. — М.: Юридическая литература, 2016. — 336 c.
    4. Юсуфов, А. Г. История и методология биологии / А.Г. Юсуфов, М.А. Магомедова. — М.: Высшая школа, 2014. — 238 c.
    5. Гусов, К.Н. Комментарий к трудовому кодексу Российской федерации (вводный); М.: ВИТРЭМ, 2013. — 240 c.
    Легализация доходов полученных преступным путем
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here