Какие ограничения прав и свободы граждан существуют — основные конституционные правила

В этой статье мы постарались раскрыть тему: "Какие ограничения прав и свободы граждан существуют — основные конституционные правила". Здесь собрана и структурирована вся информация о теме, что позволяет найти полный ответ на ваш вопрос. Но, если все же остались вопросы, то вы всегда можете их задать нашему дежурному юристу.

Конституционные принципы основных прав и свобод человека

Принципы прав человека — это основополагающие начала, обеспечивающие единство самого понятия «права человека» и способствующие единому восприятию прав человека через призму гуманизма, уважения человеческого достоинства, свободы, равноправия, солидарности и справедливости.

Принципами прав человека являются следующие:

Принцип гуманизма . Этот принцип является исходным. От него производны все остальные принципы, опирающиеся на такие его ценности, как добро, справедливость, человечность.

Принцип уважения человеческого достоинства Предполагает уважительное отношение ко всякой человеческой личности вне зависимости от ее социального статуса со стороны других людей, а также общества и государства.

Принцип свободы прав человека отражает идею защиты человека от произвола лиц, наделенных властью, освобождения от диктата с чьей-либо стороны.

Принцип равноправия. Предполагает равенство гарантированных возможностей – право на равенство перед законом и судом, недопустимость всех форм дискриминации, право на культурное, религиозное и языковое разнообразие и т. п.

Принцип солидарности прав человека. Этот принцип предполагает, что в результате сотрудничества каждый добивается того, чего он не мог бы достичь в одиночку. Кроме этого, он отражает взаимное признание прав, обязанностей и ответственности.

Принцип демократии. Предполагает существование общественных отношений, которые бы гарантировали права человека.

Принцип толерантности (терпимости) — предполагает уважение к чужому мнению, интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и правам других людей.

Принцип справедливости. Характеризует процесс осуществления прав, который должен отличаться правильностью, пропорциональностью, честностью и беспристрастностью, что будет свидетельствовать о наличии справедливости.

В науке конституционного права наряду с понятием принципов права, в том числе принципов прав человека, выделяются принципы правового статуса, под которыми понимаются наиболее общие, основополагающие положения, закрепленные в главе 2 Конституции РФ. Эти принципы носят универсальный характер, применяются во всех без исключения отраслях права и могут дополняться частными принципами, разработанными в рамках конкретной правовой науки.

Конституционные принципы прав человека — это закрепленные в Основном законе страны основополагающие начала, обеспеченные особыми государственными мерами охраны и защиты на основании которых строится система прав человека,

К числу конституционных принципов прав и свобод человека и гражданина можно отнести:

Всеобщность и неотчуждаемость (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ). Означает, что все люди, без какой любо дискриминации, обладают основными правами и свободами. Неотчуждаемость (неотъемлемость) основных прав и свобод означает, что основные права и свободы являются естественными, существующими объективно, а не по воле государства, и ограничивают государственную власть во взаимоотношениях с гражданином. Однако государство вправе ограничить то или иное право человека, если это допускается конституцией и законодательством. В то же время, государство не может без веских оснований изъять или ограничить права и свободы.

Принцип единства прав, свобод и обязанностей, согласно которому любые субъективные права человека и гражданина практически могут быть реализованы только через чьи-то обязанности, и наоборот, обязанности предполагают чье-то право требовать их исполнения.

[3]

Принцип равноправия. Содержание этого принципа сводится не к фактическому равенству людей, а к равенству всех в правовом смысле. Юридическое равноправие означает, что субъекты обладают одинаковым набором прав, свобод, обязанностей и ответственности. Вместе с тем, государство должно помогать тем, кто в силу психофизических особенностей, социальных условий и иных факторов, не может использовать свои возможности на равных с другими людьми (престарелым, инвалидам, детям). Поэтому законодательство устанавливает изъятия из принципа равноправия – привилегии и льготы.

Статья 19 Конституции РФ провозглашает, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Принцип равноправия в системе прав и свобод прослеживается в содержании практически всех статей главы 2 Конституции РФ. Терминологически это выражено в формулировках: «равным образом» (ст. 8), «равны перед законом» (ч. 4 ст. 13, ч. 2 ст. 14), «равные возможности» (ст. 20), «равный доступ» (ч. 4 ст. 32), «наравне» (ч. 3 ст. 62) и т. д.

Принцип непосредственного действия прав и свобод. На основании статьи 17 Конституции РФ неотчуждаемые права и свободы человека и гражданина, общепризнанные мировым сообществом, являются непосредственно действующими.

Принцип непосредственного действия прав и свобод человека означает, что права и свободы реально принадлежат человеку независимо от того, конкретизированы они в текущем законодательстве или нет, и он может защищать их всеми способами, не запрещенными законом.

Независимо от существования нормативных правовых актов, конкретизирующих основные права человека, государственные органы обязаны их соблюдать.

Принцип гарантированности государственной защиты прав и свобод. Согласно статье 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Она включает в себя перечень государственных органов, обладающих определенной законом компетенцией по защите прав и свобод граждан. В защите прав и свобод человека и гражданина в России участвуют все ветви государственной власти — законодательная, исполнительная, судебная, каждая из них самостоятельна в пределах очерченной законом компетенции.

Помимо этого, огромную роль в сфере защиты прав и свобод играет Президент России. Согласно Конституции РФ Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции РФ), что дает ему исключительные полномочия по защите прав и свобод граждан. Ряд полномочий Президента непосредственно связан с осуществлением прав человека и гражданина (решение вопросов российского гражданства, помилования, разрешение жалоб, обращений и др.).

Впервые в Конституции РФ предусмотрен новой для России институт — Уполномоченный по правам человека.

Защита прав и свобод человека и гражданина является также одной из основных задач прокуратуры РФ.

Защита прав и свобод граждан в России осуществляется не только на федеральном уровне, но и соответствующими государственными органами ее субъектов, а также органами местного самоуправления в тех случаях, когда на них возлагается соответствующая обязанность на основании конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации.

Читайте так же:  Двойной обгон в пдд когда разрешено и размеры штрафов

В то же время, государственная защита не исключает права каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Это положение установлено в части 2 ст. 45 Конституции РФ.

Конституционное закрепление возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина в РФ

Конституция РФ установила возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина, которые необходимы в любом демократическом обществе. Права и свободы человека не могут рассматриваться как абсолютные, так как человек жи­вет в обществе и реализует свои права и свободы лишь в системе общественных взаимо­связей.

Ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно лишь федеральным законом и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ). Исходя из этого, запрещено распространение взглядов, направленных на разжигание расовой или нацио­нальной ненависти, порнографии и т.п., сведений, способных причинить ущерб интересам обороны и безопасности государства. Законом может быть ограничен въезд или прожива­ние в определенных районах страны, если существует серьезная опасность для жизни и здоровья населения. Закон особо защищает права и интересы людей от посягательства других лиц, злоупотребляющих своими правами и свободами. Закон предусматривает ограничение права выезда за границу определенной категории лиц, осведомленных о госу­дарственных секретах, исходя из соображений государственной безопасности. Конститу­ция Российской Федерации устанавливает также возможность отдельных ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения с указанием пределов и срока их действия (ст. 56 Конституции РФ).

Чрезвычайное положениеозначает особый правовой режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий предусмотренные федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан для обеспечения их безопасности и зашиты конституционного строя государства.

Согласно ч. 2 ст. 56 Конституции РФ чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10143 —

| 7770 — или читать все.

Ограничение прав и свобод личности

Конституционные ограничения – это установленные в Конституции гра­ницы, в пределах которых субъекты могут использовать свои права и свободы. Подобные границы «возводятся» в основном с помощью обязанностей и запретов, приостановлений и ответственности.

Цели ограничений прав человека и гражданина Конституция РФ устано­вила в ч. 3 ст. 55, где закреплено, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Правовые ограничения в конституционном праве занимают особое ме­сто. Их особенность заключается в том, что здесь они во многом приближают­ся к общетеоретической конструкции, приобретают надотраслевые черты, конкретизируемые впоследствии в отдельных текущих законах.

Конституционные ограничения (ограничения прав и свобод зафиксиро­ваны в Конституции РФ) выступают индикатором, позволя­ющим определить степень свободы и защищенности личности. Комплекс конкретно установленных в Конституции ограничений в наи­большей мере характеризует взаимоотношения между государством и челове­ком, представляет собой водораздел между законностью и произволом.

Признаки конституционных ограничений:

— они связаны с неблагоприятными условиями (угрозой или лишением опре­деленных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и, одновременно, на удовлетворение ин­тересов противостоящей стороны и общественных интере­сов в охране и защите (интересов правопорядка).

— сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит и прав личности, сводят разнообразие в поведении индивида до определенного «предельно допустимого» уровня.

— отличаются от ущемлений, которые тоже являются специфическими ограни­чениями, но противоправными, противозаконными, произвольными, т.е. пра­вонарушениями (конституционные же ограничения – законные, правомерные средства).

Классификация конституционных ограничений:

1. В зависимости от прав и свобод – на ограничения гражданских и по­литических прав (ограничения свободы передвижения, избирательные ограни­чения и др.) и ограничения эко­номических, социальных и культурных прав (например, в ис­пользовании права собственности на землю);

2. В зависимости от времени действия – на постоянные, которые уста­новлены в Конституции РФ и законах, и временные, которые должны быть прямо обозначены в акте о чрезвычайном положении и связаны, как правило, с запрещением митингов, шествий, демонстраций, дополнительными обязанно­стями в сфере свободы печати и других средств массовой информации, приостанов­лением деятельности некоторых политических партий, жестким лимитированием передвижения транспортных средств, установлением комен­дантского часа. (Что касается постоянных ограничений, то это название весьма условно, ибо по мере развития науки и техники, расширения возможностей человека, утверждения идей гуманизма и демократии все чаще складываются ситуации, когда те или иные ограничения отменяются.

Не так давно считались, напри­мер, постоянными такие ограничения, как лишение гражданства, обязанности свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родствен­ников. Изменилось время, и они отошли в историю, знаменуя тем самым все большее расшире­ние свободы личности, укрепление нравственных основ кон­ституционного регулирования.);

3. В зависимости от сферы действия – на общие (распро­страняются на все права и свободы) и индивидуальные (распространяются только на отдель­ные права и свободы, например, в ст. 25 Конституции РФ закреплено консти­туционное ограничение в отношении лишь одного права – неприкосновен­ности жилища);

4. С учетом пределов использования – на государственные (федераль­ные, субъектов Федерации) и муниципальные;

5. По содержанию – на финансово-экономические (запрет определенной экономической деятельности), личные (арест, заключение под стражу) и организационно-политические (отставка и т. п.);

6. По способам осуществления – запреты, обязанности, приостановле­ния, меры ответственности и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Какие ограничения прав и свободы граждан существуют — основные конституционные правила

Мои коллеги по работе планируют устроить в день города небольшое пикет на одну из злободневных тем. Мне лично данное мероприятие кажется несколько сомнительным, не хочется столкнуться с некоторыми неприятностями и проблемами с законом. Пришлось проштудировать вопрос, какие ограничения прав и свобод граждан существуют, какие права человека тщательно защищаются.

Если вас интересуют актуальные на данный момент ограничения, изучите эту статью. Здесь вниманию представлены ответы на вопросы:

  • Общее понятие ограничений на право и свободу человека.
  • Основные признаки границ.
  • Основания для ограничений человеческих прав и свободы.
  • Правила и особенности защиты интересов.
Читайте так же:  Какой минимальный размер пенсии в москве

Общее определение и признаки установленных пределов

Ограничение стандартных прав и свободы каждого современного человека представляет собой законом регулируемое снижение вариантов поведения, разрешенного в границах полного запрета и установленных пределов.

Что касается признаков ограничений, то здесь можно отметить следующие:

  • Это определенные юридического плана и фактические для субъекта последствия. Они могут проявляться в виде достаточно неблагоприятных окружающих условий для полноценной соблюдения стандартных интересов людей, чья свобода ограничивается потребностями той стороны, что в определенной ситуации стремится ущемить права.
  • Законное снижение количества возможностей имеет определенные и законные границы. Подобные пределы и ограничения имеют субъектный, определенный пространственный, а также временной характер.
  • Основанные на законных требованиях ограничения прав человека определяются специальными уполномоченными организациями. Они изначально предназначены для быстрого и эффективного достижения предварительно поставленных задач и целей.
  • Ограничение возможностей человека полностью обеспечивается определенными мерами государственного принуждения и разными законными условиями и предписаниями.

Основания для принятия и установления ограничений

Установленные законные пределы на права и свободу обязательно должны иметь грамотное обоснование.

Среди самых распространенных причин можно отметить:

  1. Защита и качественная охрана установленных требований национальной и современной государственной безопасности, а также общей обороны страны. В качестве примера можно привести объявление и установление чрезвычайного положения на территории государства.
  2. Охрана общего порядка и высокого уровня безопасности в современном обществе среди людей. Оптимальным примером может послужить законное положение «О тишине».
  3. Охрана нравственности, морали, полной свободы, материального благосостояния, здоровья современного человека. Здесь в качестве примера можно привести закон, который запрещает курить во всех городских общественных местах.

В большинстве случаев в городах или во всей стране в целом принимается особый режим по перемещению людей по городу в ночные и дневные часы. Также могут задействоваться особые рабочие графики, при которых трудящиеся крупных предприятий перестраиваются на особый производственный режим.

Защита интересов современного человека

Существуют обратного плана ограничения, которые открывают перед современным человеком огромное количество возможностей. Подобные правила распространяются на разные области деятельности человека.

Защита экономических интересов

Определенными конституционными решениями РФ отменены границы на такие вещи, как:

  1. Использование находящего в собственности имущества и индивидуальных способностей для ведения коммерческой и производимой экономической деятельности, разрешенной современным законодательством.
  2. Наследование и право на возмещение ранее причиненного вреда.
  3. Нет никаких ограничений на собственность. Частные вложения могут храниться в виде банковских вкладов.
  4. Отсутствуют ограничения на установление акцизов, пошлин, сборов и налогов.

Современное государство не налагает никаких ограничений на жилье человека и на все связанные с ними юридические и гражданские права.

Защита личности

В настоящее время личные, не касающиеся имущества права человечества заслуживают внимания от современного конституционного права. По некоторым делам приняты решения, полностью отменяющие те требования, которые нарушают или умаляют неимущественные права. Современное законодательство защищает свободу людей в таких важных сферах, как:

  1. Жизнь.
  2. Личная неприкосновенность. Никто не может лишить человека свободы по произволу властных структур.
  3. Имя, честь и достоинство.
  4. Перемещение по миру, выбор временного или постоянного места проживания. Исключением являются ситуации, когда на человека наложены законные ограничения.

Защита политических взглядов и интересов

Некоторое количество постановлений и решений КС РФ изначально касаются эффективной защиты именно таких интересов. Согласно прописанным в них правилам, можно сделать вывод, что категорически запрещено ущемлять права современного человека в таких вопросах, как:

  • Участие в процессе регулирования дел государства.
  • Выбор гражданства.
  • Гражданское или юридическое объединение.
  • Непосредственное участие в более узком территориальном городском самоуправлении.
  • Полная свобода мыслей и слова.

Конституционно-правовое регулирование ограничения прав и свобод человека и гражданина.

Проблема установления конституционных ограничений – это проблема пределов свободы человека в обществе. Известно, что каждый должен счи­таться с такими же правами и свободами других лиц (свобода каждого чело­века простирается лишь до той границы, за которой начинается свобода дру­гих), обязан содействовать или не препятствовать нормальному функциони­рованию коллективов, общественных и государственных институтов.

Конституционные ограничения – это установленные в Конституции гра­ницы, в пределах которых субъекты могут использовать свои права и свободы.

Подобные границы «возводятся» в основном с помощью обязанностей и запретов, приостановлений и ответственности.

Цели ограничений прав человека и гражданина Конституция РФ устано­вила в ч. 3 ст. 55, где закреплено, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». 1

Конституционные ограничения выступают индикатором, позволя­ющим определить степень свободы и защищенности личности.

Права и свободы человека и гражданина признаются в Конституции РФ наивысшей ценностью (ст. 17. п. 2). Допуская возможность их ограничения (ст. 55 п. 3), Основной закон страны в ст. 56 п. 3 четко фиксирует: «Не подле­жат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, свобода совести вероисповедания,свобода использовать имущество и нескольоко других.

Признаки конституционных ограничений
они связаны с неблагоприятными условиями (угрозой или лишением опре­деленных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта
сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит и прав личности, сводят разнообразие в поведении индивида до определенного «предельно допустимого» уровня.
отличаются от ущемлений, которые тоже являются специфическими ограни­чениями, но противоправными, противозаконными, произвольными, т.е. пра­вонарушениями (конституционные же ограничения – законные, правомерные средства).

Классификация конституционных ограничений.

[2]

2. В зависимости от времени действия – на постоянные, которые уста­новлены в Конституции РФ и законах, и временные, которые должны быть прямо обозначены в акте о чрезвычайном положении и связаны, как правило, с запрещением митингов, шествий, приостанов­лением деятельности некоторых политических партий,

Что касается постоянных ограничений, то это название весьма условно, ибо по мере развития науки и техники, расширения возможностей человека, утверждения идей гуманизма и демократии все чаще складываются ситуации, когда те или иные ограничения отменяются. Не так давно считались, напри­мер, постоянными такие ограничения, как лишение гражданства, обязанности свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родствен­ников. Изменилось время, и они отошли в историю, знаменуя тем самым все большее расшире­ние свободы личности, укрепление нравственных основ кон­ституционного регулирования.);

3. В зависимости от сферы действия – на общие (распро­страняются на все права и свободы) и индивидуальные (распространяются только на отдель­ные права и свободы, например, в ст. 25 Конституции РФ закреплено консти­туционное ограничение в отношении лишь одного права – неприкосновен­ности жилища);

Читайте так же:  Штраф за выезд на встречную полосу

5. По содержанию – на финансово-экономические (запрет определенной экономической деятельности), личные (арест, заключение под стражу) и организационно-политические (отставка и т. п.);

Особый вид конституционных гарантий заключается в том, что от­дельные права личности могут быть ограничены на основе закона только (исключительно) специальным государственным органом – судом. Подобный подход закреплен, к примеру, в ч. 2 ст. 22 («Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по решению суда»), в ч. 1 ст. 22 («Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения»). В этом законодатель справедливо видит существенную дополни­тельную гарантию законного исполнения конституционных ограничений.

Весьма существенная гарантия, предусмотренная Конституцией РФ – деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (п. 9 ст. 103), юридическое положение которого определяется Федеральным конституционным законом. 10 Омбудсмен ежегодно представляет парламенту отчет о состоянии прав личности в стране, типичных нарушениях и препятст­виях в деле охраны этих прав, инициирует процедуры судебной проверки за­конности тех или иных ограничений свободы личности (задержания или ареста) и при подтверждении обращается к соответст­вующим должностным лицам в целях возбуждения преследования на­рушителей. 11

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Все перечисленные гарантии нужны, прежде всего, для того, чтобы правовые ограничения (на уровне норм) не превратились в препятствия прав и свобод личности (на уровне их реализации), чтобы из необходимого и закон­ного средства они не трансформировались в социально вредные и противоза­конные. Поэтому проблема ограничений есть, по сути дела, проблема «лазеек» для государственной власти, через которые отдельные должностные лица могут влиять на правовой статус личности в выгодном им направлении. Гарантии же позво­ляют эти «приоткрытые двери» закрыть как можно плотнее, обеспечив то, что провозглаша­ется.

Дата добавления: 2016-11-12 ; просмотров: 1741 | Нарушение авторских прав

Ограничения прав и свобод граждан

Проблема установления конституционных ограничений это проблема пределов свободы человека в обществе. Известно, что свобода не может существовать без ограничений, ибо каждый должен считаться с такими же правами и свободами других лиц, обязан содействовать нормальному функционированию конкретного коллектива, общества и государства.

Конституционные ограничения выступают специфическим индикатором, позволяющим определить степень свободы и защищенности личности. Именно комплекс конкретных зафиксированных в Конституции ограничений в наибольшей мере характеризует собой взаимоотношения между государством и человеком, представляет своеобразное лезвие бритвы между законностью и произволом, во многом предопределяет общую концепцию Основного Закона.

Конституционные ограничения

— это установленные в Конституции границы, в пределах которых субъекты должны действовать, использовать свои права и свободы. Подобные границы возводятся в основном с помощью обязанностей и запретов, приостановлений и ответственности.

Признаки конституционных ограничений:

1) они связаны с неблагоприятными условиями (угрозой или лишением определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, так как направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны правоотношения и общественных интересов в охране и защите правопорядка;

2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит и прав личности, сводят разнообразие в поведении индивида до определенного «предельного» состояния;

3) отличаются от ущемлений, которые также являются специфическими ограничениями, но противоправными, противозаконными, произвольными, т.е. уже правонарушениями (конституционные же ограничения — законные, правомерные средства).

Развитие гражданского общества неизбежно рождает ситуации, требующие от государства ограничить гражданские права и свободы. Вопрос, однако, заключается в том, кто, на каком основании, на какое время и в каких пределах, может или должен это делать. В таком сложном деле волюнтаризм, а тем более злоупотребления недопустимы. Конституции многих стран мира, допуская ограничения прав, устанавливают строгие основания и порядок их осуществления. Поскольку главная опасность необоснованных ограничений исходит от исполнительной власти, конституции обычно предусматривают возможность ограничений основных прав только законом или на основании закона, т. е. актами, в принятии которых исполнительная власть прямо не участвует.

В Российской федерации конституционное регулирование вопроса об ограничении прав и свобод начинается с установления незыблемости этих прав. Часть 2 ст. 55 гласит «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Это общее правило, которое указывает на невозможность принятия законов, попирающих права и свободы без всяких оснований. Но, следуя ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, Конституция (ч. 3 ст. 55) вводит институт ограничения прав и свобод при наличии определенных оснований и этих оснований всего шесть.

Права и свободы могут ограничиваться в целях защиты:

1) основ конституционного строя, 2) нравственности, 3) здоровья, 4) прав и законных интересов других лиц, 5) обеспечения обороны страны и 6) безопасности государства.

В мировой конституционной теории и практике общепризнано, что ограничения гражданских прав и свобод правомерны также в условиях чрезвычайного положения (эпидемии, межнациональные конфликты, стихийные бедствия, массовые беспорядки и др.). Это признается Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 4), который, однако, требует, чтобы чрезвычайное положение государством-участником было официально объявлено и об этом сообщено другим государствам.

Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 56) чрезвычайное положение может повлечь за собой отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия, но в соответствии с федеральным конституционным законом и для обеспечения безопасности граждан и защиты основ конституционного строя.

При этом не подлежат ограничению некоторые права и свободы, предусмотренные специально отмеченными в ч. 3 ст. 56 статьями Конституции. Эти статьи закрепляют право на жизнь, достоинство личности, право на неприкосновенность частной жизни, гарантии против сбора информации о частной жизни, свободу совести, свободу предпринимательства, право на жилище (это так называемые абсолютные права и свободы), а также всю сумму прав, связанных с судебной защитой. Набор этих прав, повторяющий аналогичные положения Международного пакта о гражданских и политических правах, отражает стремление защитить те права и свободы, реализация которых никак не может помешать достижению целей властей в связи с объявлением чрезвычайного положения и которые должны соблюдаться при любых обстоятельствах.

В Конституции есть еще одна важная гарантия Согласно ч. 3 ст. 118 «создание чрезвычайных судов не допускается». Следовательно, даже в условиях чрезвычайного положения продолжают действовать суды общей юрисдикции, что гарантирует защиту граждан от незаконных или дискриминационных действий.

Читайте так же:  Признание наследника недостойным

В настоящее время в Российской Федерации действует Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г., в котором, в частности, установлен исчерпывающий перечень конкретных ограничений прав и свобод на время чрезвычайного положения. Он включает особый режим въезда и выезда, ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий, забастовок, ограничение движения транспортных средств.

В наиболее опасных случаях, при попытках насильственного изменения конституционного строя, массовых беспорядках и других действиях, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов, допускаются введение комендантского часа, ограничение свободы печати, приостановление деятельности политических партий и общественных организаций, ограничение или запрещение продажи оружия, спиртных напитков, выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их проживания или за пределы территории, на которой введено чрезвычайное положение, за их счет.

Данный Закон предусматривает, что неправомочное применение силы сотрудниками правоохранительных органов, как и превышение должностными лицами своих полномочий, включая нарушение гарантий прав граждан, влечет за собой соответствующую ответственность.

Ограничения прав и свобод граждан в целях, указанных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, предусмотрены в ряде других федеральных законов. Эти ограничения чаще всего выступают как необходимые условия для деятельности правоохранительных органов, призванных охранять права и свободы всех граждан. Такие законы, абсолютно необходимые в интересах большинства граждан, одновременно таят опасность злоупотреблений ими, что заставляет законодателя тщательно фиксировать пределы прав соответствующих органов и условия применения ими принуждения по отношению к гражданам. Среди такого рода законов, принятых в Российской Федерации, особенно важны законы об органах Федеральной службы безопасности, о внутренних войсках МВД, о милиции, об оперативно-розыскной деятельности о государственной охране и т. д.

Ограничения прав и свобод граждан всегда сбалансированы правом на обжалование действий должностных лиц соответствующих государственных органов, закрепленным в Конституции РФ (ст. 46.) в Уголовно-процессуальном кодексе, в законах о прокуратуре, об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.

Перечисленные в ч. 3 ст. 55 основания для ограничения прав и свобод явно предусмотрены для непредсказуемых обстоятельств, которые могут потребовать усиления защиты одних прав за счет ограничения других прав человека. Федеральному Собранию в каждом случае принятия закона об ограничении прав и свобод придется конкретно и взвешенно подходить к определению меры и необходимости ограничения каждого конституционного права, придания ограничительным нормам закона постоянного или временного характера.

Из сказанного можно сделать вывод, что конституционные ограничения прав и свобод весьма многообразны; их можно классифицировать по следующим основаниям:

1) в зависимости от прав и свобод, которые ограничиваются — на ограничения гражданских и политических прав (ограничения свободы передвижения, избирательные ограничения и др.) и ограничения экономических, социальных и культурных прав (ограничения в использовании права собственности на землю);

2) в зависимости от времени действия — на постоянные (которые установлены в Конституции РФ и законах) и временные (которые должны быть прямо обозначены в акте о чрезвычайном положении и которые связаны, как правило, с запрещением митингов, шествий, демонстраций, дополнительными обязанностями в сфере свободы печати и других средств массовой информации, приостановлением деятельности некоторых политических партий, жестким лимитированием передвижения транспортных средств, установлением комендантского часа и другими ограничениями прав и свобод граждан);

3) в зависимости от широты охвата — на общие (распространяются на все права и свободы) и индивидуальные (распространяются только на отдельные права и свободы, например, в ст. 25 Конституции РФ закреплено конституционное ограничение в отношении лишь одного права — неприкосновенности жилища);

4) в зависимости от сферы использования — на государственные (федеральные, республиканские, краевые, областные) и муниципальные;

5) в зависимости от содержания — на финансово-экономические (запрет определенной экономической деятельности), личные (арест, заключение под стражу) и организационно-политические (отставка и т. п.);

6) в зависимости от способов их осуществления — на запреты, обязанности, приостановления, меры ответственности и т.д.

В заключение следует отметить, что нормы института основных (конституционных) прав, свобод и обязанностей граждан регламентируют отношения, которые определяют место и роль человека и гражданина в обществе и государстве, характер реализации индивидом своих возможностей и пределы ограничений для них, установленные государством, а также способы защиты и обеспечения указанных прав.

Конституционный статус личности, включающий в себя основные права, свободы и обязанности, представляет собой сложный и многогранный конституционно-правовой институт, состоящий из различных элементов. Ядром этого конституционного института являются признаваемые Конституцией основные права, свободы и обязанности. Исходное начало формирования правового статуса человека — принадлежность лица к гражданству определенного государства, из которого непосредственно вытекает его право- и дееспособность. Определяющая роль в характеристике общего статуса личности принадлежит конституционным принципам прав и свобод человека и гражданина. Реализация прав и свобод человека невозможна без системы установленных государством гарантий, главное место, среди которых принадлежит юридическим. Пределы реализации прав и свобод человека выражаются в их конституционных ограничениях.

Лекцию подготовил профессор кафедры конституционного и международного права, заслуженный юрист РФ Иванов П.В. (21.10.2010)

С 1.01.2010 г. суды присяжных должны были начать действовать в последнем субъекте федерации, где их до сих пор не было — в Чеченской Республике. В связи с этим Верховный Суд РФ обратился с запросом о возможности применения смертной казни с этого момента в Конституционный Суд РФ.

[1] См. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М.В Баглай. М.: НОРМА·2009. С. 188.

[2] См.: Montogomery G. W. Human Rights and Human Dignitty. Texas, 1986. P. 25-26.

Дата добавления: 2016-12-06 ; просмотров: 1053 | Нарушение авторских прав

Конституционные основы ограничения основных прав и свобод личности в РФ.

Закреплённые Конституцией РФ права и свободы личности реализуются в рамках социума – среды совместной жизни и деятельности людей. Пределы реализации прав личности не могут быть безграничны: свобода каждого индивида ограничивается необходимостью гарантировать в равной мере законные интересы всех остальных членов общества. В ряде случаев реализация права связана с необходимостью использования ограниченного материального ресурса (тогда пределы реализации права определяются на основе справедливого распределения этого ресурса между членами общества), в иных случаях реализация права противоречит законным интересам других лиц.

Установление ограничений в отношении конституционных прав и свобод не может быть произвольным и осуществляется в строгом соответствии с Конституцией РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы гражданина могут быть ограничены в случае соблюдения следующих общих условий:

Читайте так же:  Виды прибыли, с которых взыскиваются алиментные выплаты

а) ограничение прав и свобод человека и гражданина может быть предусмотрено либо непосредственно Конституцией РФ, либо ФЗ. Не допускается возложение дополнительных обязанностей или сужение возможностей реализации права на уровне подзаконных актов или законодательства субъектов РФ;

б) ограничение должно быть соразмерным и соответствующим целям, которые преследуются установлением данного ограничения, не допускается установление неоправданных, не адекватных объективным потребностям запретов;

в) ограничения могут быть установлены только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя могут вводиться отдельные ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения (ч. 1 ст. 56 Конституции РФ). Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся попытки насильственного изменения конституционного строя, захвата власти, вооружённый мятеж, массовые беспорядки, террористические акты и иные насильственные действия, создающие угрозу жизни и безопасности граждан и нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

ФКЗ устанавливает порядок введения чрезвычайного положения, срок его действия, меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, содержит описание сил и средств, его обеспечивающих, предусматривает особый режим управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, а также специальные гарантии прав граждан.

Чрезвычайное положение вводится:

а) на всей территории РФ на срок до 30 суток или в отдельных местностях на срок до 60 суток;

б) указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

в) с обязательным указанием оснований для его введения, границ территории, направляемых сил и средств, исчерпывающего перечня временных ограничений прав и свобод граждан, времени вступления указа в силу, а также срока действия чрезвычайного положения.

Совет Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа о введении чрезвычайного положения, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление. Если такое постановление не будет принято в указанный срок, указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения утрачивает силу, о чём население РФ или соответствующих её отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

Режим чрезвычайного положения может предусматривать следующие меры и временные ограничения:

— приостановление полномочий органов исполнительной власти субъекта РФ, а также органов местного самоуправления;

— установление ограничений на свободу передвижения (в том числе на въезд и выезд с территории, на которой введено чрезвычайное положение);

— усиление охраны общественного порядка и важных объектов;

— установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической (хозяйственной) деятельности;

— установление особого режима торговли и распределения товаров;

— ограничение проведения массовых мероприятий;

— запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;

[1]

— ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;

— приостановление деятельности опасных видов хозяйственной деятельности;

— эвакуация материальных и культурных ценностей.

В условиях чрезвычайного положения не подлежат ограничению право на жизнь, право на охрану человеческого достоинства, неприкосновенность частной жизни, свобода совести и вероисповедания, право на свободное использование своих способностей и имущества для не запрещённой законом экономической деятельности, право на жилище, право на судебную защиту, право на получение квалифицированной юридической помощи, презумпция невиновности обвиняемого, освобождение от обязанности свидетельствовать против супруга и близких родственников, право на возмещение причинённого вреда (ч. 3 ст. 56).


В соответствии с ФЗ, в целях пресечения и раскрытия террористического акта минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства может вводиться правовой режим контртеррористической операции, предусматривающий комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств.

На период проведения контртеррористической операции допускается применение следующих мер и временных ограничений:

— проверка документов, удостоверяющих личность, в случае отсутствия таких документов – доставление в органы внутренних дел для установления личности;

— удаление физических лиц, отбуксировка транспортных средств;

— использование транспортных средств, принадлежащих организациям и гражданам;

— ограничение использования сетей связи и средств связи;

— временное отселение физических лиц;

— введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемиологических, ветеринарных мероприятий;

— ограничение движения транспортных средств;

— беспрепятственное проникновение в жилые и иные помещения;

— проведение досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств;

— иных предусмотренных ФЗ мер.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральные законы предусматривают широкий круг иных ограничений прав и свобод граждан, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей и функционирования государственных и общественных институтов. К ним относятся ограничения права на выезд из РФ, ограничения на свободный доступ к информации, составляющей государственную и иную охраняемую законом тайну, возможность в случаях, установленных законом, проникновения в жилище без согласия проживающих в нём лиц, применение мер процессуального принуждения, ограничения избирательных прав и др.

Источники


  1. Соколова Э. Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований; Юриспруденция — Москва, 2009. — 264 c.

  2. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 2. Теория права. — М.: Зерцало-М, 2011. — 336 c.

  3. Решетников, В.И. Экологическое право. Курс лекций; М.: Щит-М, 2011. — 331 c.
  4. Майлис, Н. П. Моя профессия — судебный эксперт / Н.П. Майлис. — М.: Щит-М, 2014. — 168 c.
  5. Правовые и социально-психологические аспекты управления. — М.: Знание, 2005. — 320 c.
Какие ограничения прав и свободы граждан существуют — основные конституционные правила
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here