Бесконтактное дтп

В этой статье мы постарались раскрыть тему: "Бесконтактное дтп". Здесь собрана и структурирована вся информация о теме, что позволяет найти полный ответ на ваш вопрос. Но, если все же остались вопросы, то вы всегда можете их задать нашему дежурному юристу.

Что такое ДТП без столкновения?

Дорожно-транспортные происшествия включают в себя большое количество различных видов столкновений и аварий, приводящих к серьёзным последствиям с гибелью людей, нанесением тяжёлого и лёгкого вреда здоровью, материальным ущербом. Одним из особенных видов аварии является бесконтактное ДТП, которое называется так по причине отсутствия прямого столкновения между непосредственными участниками происшествия.

Классическим примером ДТП без контакта является случай, когда один из водителей делает неожиданный манёвр, а второй, чтобы избежать столкновения, резко выворачивает руль и совершает наезд на препятствие, другой автомобиль или пешехода. В результате получают ущерб вторые или третьи лица, а виновник происшествия остаётся невредимым.

Чаще всего к таким событиям приводит агрессивный стиль вождения некоторых автолюбителей, которые любят «подрезать», совершать резкие торможения и ускорения, неожиданные повороты. К ним также относятся такие случаи, когда на дорогу падает плохо закреплённый груз с кузова или багажника впереди идущего автомобиля, на трассу неожиданно выбегает пешеход или животное и т.п.

Характерные черты ДТП без контакта транспортных средств

К характерным особенностям бесконтактной аварии относятся:

  1. Причиной происшествия является сторона, не участвующая непосредственно в процессе аварии или столкновения.
  2. Часто на месте происшествия отсутствует виновник события, из-за которого случилось ДТП. Он покидает место аварии до приезда сотрудников ГИБДД. Установить личность виновника можно по сохранившимся материалам видеорегистраторов или показаниям свидетелей.
  3. Нередко в процессе расследования аварии встречается некорректное применение п.10.1 ПДД со стороны должностных лиц в трактовке, что при возникновении опасности следует не маневрировать рулём, а тормозить до полной остановки.
  4. Законодательная база регулирования всех видов ДТП, включая бесконтактные аварии, общая. Она включает одни и те же пункты и статьи нормативных актов.
  5. Бесконтактное ДТП относится к страховым случаям. Чтобы претендовать на получение страховых компенсаций, нужно обеспечить строгое соблюдение всех нюансов в оформлении ДТП.
  6. В этом случае невозможно получить возмещение ущерба напрямую с виновника, пострадавшему следует подавать заявление в его страховую компанию.
  7. Для оформления происшествия следует обязательно вызвать сотрудников ГИБДД.

Применение нормативных документов

В пункте 10.1 ПДД говорится, что водитель при возникновении опасной ситуации на дороге обязан снизить скорость движения вплоть до полной остановки транспорта. Именно этой частью раздела руководствуются сотрудники ГИБДД в расследовании происшествия и установлении степени вины каждого участника аварии. Однако в данном вопросе следует разделять ситуацию по степени опасности и эффективности действий на следующие три варианта:

  1. Появление опасности, когда на пути возникает такое препятствие, для предотвращения столкновения с которым можно просто уменьшить скорость или остановиться. Именно такая ситуация подходит под п.10.1 ПДД.
  2. Опасная ситуация, когда водителю можно избежать столкновения, применяя торможение или маневрирование, которая указана в п.1.2 ПДД.
  3. Аварийная ситуация, когда никакое торможение не спасает от ДТП и единственно верным решением может быть попытка избежать или уменьшить последствия.

Специально в ПДД введён п.1.5, который поясняет, что каждый водитель и пешеход не должен причинять вред, и создавать опасности движению. Этим подразумевается, что допускается маневрирование и изменение направления движения, если оно позволит избежать неотвратимого при торможении столкновения. Таким образом, ответ на фатальный вопрос, тормозить или повернуть в опасной ситуации, в большей мере зависит не только от расчётливости и опыта водителя, но от степени опасности самой ситуации, её скорости развития и возникновения. В любом случае о действиях водителя будут судить по оставшимся следам торможения на своей полосе движения.

Оформление бесконтактного ДТП

Правила оформления ДТП без соприкосновения такие же, как при обычных происшествиях. Порядок действий участников ДТП — стандартный. Единственное отличие состоит в том, что оформление Европротокола по обоюдному согласию не предусмотрено. Обязательно оформление аварии выполняется сотрудниками ГИБДД. Таким образом, действия участников события заключаются в следующем:

1) Вызов сотрудников ДПС на место аварии.

2) Сбор первичного материала на месте происшествия:

  • съёмка места столкновения, следов аварии и повреждений автомобиля;
  • привлечение очевидцев события, уточнение их показаний и контактных данных, уговор в даче официальных свидетельских показаний;
  • выяснение наличия материалов видеорегистратора на машинах участников движения, зафиксировавших скрывшегося виновника аварии или внешней камерой.

3) Не стоит гнаться за виновником происшествия, покинувшим место аварии, рискуя заработать лишение водительских прав за убытие с места события до приезда сотрудников полиции. Вместо этого освободите проезжую часть, т.е. нужно отъехать или отбуксировать пострадавшую машину на обочину.

4) Внимательно ознакомьтесь с протоколом происшествия, составленным сотрудником ГИБДД на месте аварии. Запишите в нём свое несогласие, если постановление вынесено в адрес невинной стороны, так как в противном случае получить страховую компенсацию ущерба будет невозможно.

Особенности получения компенсации

Ущерб, полученный в случае бесконтактного ДТП, однозначно входит в перечень страховых случаев ОСАГО. По данному вопросу существует специальное постановление Верховного Суда. Виновник бесконтактной аварии привлекается к административной ответственности, а его страховая фирма должна осуществить компенсационные выплаты потерпевшей стороне. Обязательным условием для получения компенсации от страховой компании является официальное установление виновного лица в результате проведённого расследования.

Особенность бесконтактной аварии состоит в том, что компенсировать ущерб можно только через страховую компанию, представляющую виновную сторону. Если же виновник не застраховал гражданскую ответственность, то никакая страховая компания не возьмёт на себя выплаты страховой компенсации пострадавшим, включая их собственных страховщиков.

Однако, если происшествие зарегистрировано официально и имеется протокол о ДТП с определением виновной и потерпевшей стороны, то получение компенсации возможно через суд. Он часто признаёт виновником того водителя, который, находясь в опасной зоне, совершил неверные действия или бездействие, приведшие к столкновению или причинению иного ущерба. В тех случаях, когда страховая фирма виновника бесконтактной аварии не хочет выплачивать компенсацию, потерпевшему нужно оформлять и предъявлять им досудебную претензию. Если и это действие безрезультатно, то в дальнейшем следует обращаться с иском в суд.

Примеры из судебной практики

Приведём некоторые примеры урегулирования спорных вопросов со страховыми компаниями из судебной практики, касающихся ДТП без соприкосновения ТС:

Истец повредил свой автомобиль, совершив наезд на столб, из-за неожиданного манёвра впереди идущего транспорта. Страховая фирма виновника ответила отказом в выплате компенсации, ссылаясь на то, что потерпевший ехал слишком быстро, не учитывая погодных условий. Истец настоял на проведении трасологической экспертизы, подтвердившей его правоту в том, что у него не было альтернативы в других действиях. Суд принял сторону истца, и страховая компания была вынуждена выплатить ему компенсацию.

Читайте так же:  Виды ответственности за нарушение правил пожарной безопасности

Грузовой автомобиль, проезжая мимо припаркованной под деревом машины, зацепил грузом тяжёлую ветку дерева. В результате падения ветки машина, стоящая под деревом получила повреждения. Страховая компания отказалась компенсировать ущерб пострадавшему, обосновывая отказ тем, что он припарковал автомобиль в опасном месте. Судебное разбирательство признало произошедшее страховым случаем, и потерпевший бесплатно восстановил машину.

Часто бывает так, что суд признаёт виновниками происшествия обе стороны. Тогда сумма страховой компенсации уменьшается пропорционально доле вины потерпевшего, степень которой во многом зависит от того, как представлена схема в протоколе инспектора ГИБДД. Поэтому важно, чтобы на месте аварии в протокол были внесены все факты и обстоятельства происшествия. Обжаловать решение первой судебной инстанции можно в Верховном или Арбитражном суде.

[1]

Бесконтактное ДТП: что это такое, кто виноват и как получить возмещение по ОСАГО

Содержание статьи

Авария на дороге не обязательно сопровождается повреждениями от контакта с другими автомобилями. Если вам причинен ущерб по причине аварийного и опасного вождения других участников движения, можно получить компенсацию ОСАГО и за бесконтактное ДТП. О том, как подтверждается и оплачивается бесконтактное ДТП по ОСАГО, расскажем в представленном материале.

Что является бесконтактным ДТП

Закон понимает под ДТП любую аварию на дороге, в результате которой автомобиль получает повреждения. Наиболее распространенным случаем является авария с прямым физическим контактом двух или более машин. Однако и при отсутствии такого контакта виновные действия других лиц могут стать причиной аварии и возникновения ущерба:

  • если в результате опасного маневрирования, обгона, торможения или иных аналогичных действий другого водителя вы были вынуждены резко изменить траекторию движения своего автомобиля;
  • если по вине других лиц на дороге внезапно возникла помеха, при уклонении от которой был причинен ущерб вашему автомобилю или третьим лицам;
  • если с проезжающего автомобиля упал груз, закрепленный ненадлежащим образом;
  • выезд виновника на встречную полосу, что вынуждает пострадавшего уклоняться на обочину или тротуар;
  • иные аварийные ситуации, в которых ущерб был причинен без столкновения машин.

Обратите внимание!

Если вы смогли избежать столкновения с машиной, пешеходами и объектами дорожной инфраструктуры, ДТП не фиксируется. В этом случае может наступить только ответственность за нарушение ПДД.

Как бесконтактное ДТП трактуется и отлетевшее колесо, причинившее ущерб другому автомобилю или случайным прохожим. В этом случае речь идет о нарушении правил эксплуатации автотранспорта, ненадлежащем контроле за состоянием узла и агрегатов машины. Естественно, если колесо отлетело по вине автосервиса, страховая компания или пострадавший сможет взыскать всю сумму ущерба с ИП или юридического лица, выполнявшего ремонт.

Кто виноват в бесконтактном ДТП

Для возмещения ущерба необходимо установить виновника его причинения. В случае с бесконтактным ДТП сделать это непросто по следующим причинам:

[2]

Обратите внимание!

Страховку выплатят и при обоюдной вине. Однако сделать это можно только через суд, так как страховщик не вправе определять степень вины каждого участника аварии.

Выявление нарушения ПДД не обязательно свидетельствует о вине в аварии. Верховный Суд РФ указал, что нарушение правил движения может рассматриваться только как одно из доказательств виновности в аварии. Некоторые нарушения ПДД вообще не имеют отношения к причинам и последствиям аварии.

Страховой ли это случай

Чтобы получить компенсацию по ОСАГО, нужно доказать наличие страхового случая. Вопрос о бесконтактном ДТП неоднократно был предметом разбирательства вышестоящих судов в РФ. По мнению судебных инстанций, если ущерб был причинен ввиду нарушения ПДД другими водителями, пострадавший может рассчитывать на получение страховки. Бесконтактное ДТП Верховный Суд РФ относит к страховому случаю, поскольку обязательное условие о контакте автомобилей в законе отсутствует.

Выплаты по ОСАГО при бесконтактном ДТП

Перечень страховых случаев по программе ОСАГО утвержден законом, а стороны не могут изменять его при оформлении полиса. При подтверждении страхового случая при бесконтактном ДТП нужно учитывать следующие нюансы:

  • должна быть установлена вина конкретного водителя либо нескольких автовладельцев;
  • выплату можно получить, если известен виновник аварии (обязанность розыска возлагается на сотрудников МВД, однако вы можете оказать содействие и представить доказательства);
  • должна быть установлена причинно-следственная связь между действиями виновника и наступившими последствиями.

Чтобы избежать проблем с доказыванием страхового случая, желательно собрать все доказательства еще на месте происшествия. Для розыска скрывшегося водителя, определения причин аварии можно использовать записи видеорегистраторов со своей машины или других автомобилей, показания очевидцев.

Процедура получения страховки ОСАГО будет соответствовать общим правилам. При неправомерном отказе в выдаче направления на ремонт или выплате денег, занижении суммы компенсации, вы можете предъявить претензию и обратиться в суд. Судебная практика, сложившаяся за последние 2 года, позволяет добиться возмещения ущерба с виновника аварии, если страховая компания не полностью возместила его.

Выплаты по КАСКО

При оформлении полиса КАСКО стороны самостоятельно определяют, по каким страховым случаям будут производиться выплаты. Очевидно, что по полису КАСКО от угона нельзя добиться выплат при возникновении повреждений на машине. Если же такой страховой случай записан в полисе, можно обращаться к страховщику для направления на ремонт или выплаты компенсации в денежной форме.

Как оформить бесконтактное ДТП

Специальные правила применяются при оформлении документов после бесконтактного ДТП. Чтобы рассчитывать на страховку и привлечение виновника к ответственности, нужно выполнить следующие действия:

  • убедиться в отсутствии угрозы безопасности для других участников движения, пассажиров, оказать необходимую медицинскую помощь или вызвать скорую;
  • зафиксировать местоположение автомобиля, не передвигать его до оформления документов (переставлять машину допускается только в исключительных случаях, если она мешает проезду другого транспорта);
  • вызвать инспектора ГИБДД для оформления документов;
  • принять участие в составлении документов по факту аварии, изложить все обстоятельства, в том числе опасные маневры и действия виновника;
  • заполнить извещение о ДТП с участием сотрудника ГИБДД.

Обратите внимание!

Если виновник бесконтактного ДТП не скрылся с места происшествия, он также примет участие в оформлении документов. Это существенно упростит процедуру получения выплат в страховой компании.

Читайте так же:  Оплата госпошлины за прописку важные моменты

О случившейся аварии нужно уведомить свою страховую компанию. Для этого необязательно сразу ехать в офис страховщика, так как допускается уведомление по телефону. Однако для получения компенсации нужно представить извещение и иные документы, оформленные с участием инспектора ГИБДД и/или виновника аварии.

Оформление по Европротоколу

Бесконтактное ДТП не может оформляться по упрощенной программе Европротокола. Даже если от аварии не пострадали люди, а примерная оценка ущерба не превышает 100 тыс. руб., Европротокол можно оформить только при столкновении двух автомашин. При этом у обоих участников аварии должны отсутствовать разногласия о причинах и последствиях столкновения. Поэтому для оформления бесконтактного ДТП необходимо получить решение ГИБДД о нарушении правил движения и виновности второго водителя.

Куда обращаться

Алгоритм действий виновника и пострадавшего в бесконтактном ДТП будет соответствовать общим правилам. Помимо оказания помощи пострадавшим, водители должны оставаться на месте аварии до оформления всех документов. Однако виновник может даже не узнать о наступивших последствиях, так как продолжает движение при опасных маневрах. Разберем, куда обращаться при бесконтактном ДТП, если вы стали виновником или пострадавшим.

Если виновен

Если именно ваши действия на дороге привели к аварии, рекомендуем незамедлительно остановиться и принять участие в ликвидации последствий и оформлении документов. Даже за сам факт оставления места происшествия грозит лишение прав, а доказать свою невиновность будет крайне сложно. Попытка скрыться от розыска вряд ли принесет успех, так как видеорегистраторы и камеры фиксации позволяют достоверно установить участников аварии практически в каждом случае.

Если вы не заметили, что другие автомобили или пешеходы получили повреждения, с привлечением к ответственности можно столкнуться спустя несколько дней или недель. Избежать наказания за нарушение ПДД практически невозможно. Однако вы можете попытаться доказать, что объективно не могли видеть аварию и тем самым избежать ответственности за оставление места ДТП. Самостоятельно доказать такой факт крайне сложно, поэтому рекомендуем все действия осуществлять при поддержке опытного автоюриста.

Если пострадавший

Алгоритм действий пострадавшего на месте ДТП был изложен выше. Однако можно выделить еще ряд моментов, которые помогут быстро получить возмещение ущерба:

  • вам нужно доказать, что предприняли все необходимые действия, чтобы избежать аварии (это поможет устранить претензии об обоюдной вине);
  • получить страховку можно только после установления личности виновника, поэтому нужно тщательно отнестись к оформлению документов и сбору доказательств;
  • подать документы вы можете в свою страховую компанию, для оценки ущерба нужно представить автомашину для осмотра.

Обратите внимание!

Если страхового покрытия оказалось недостаточно для возмещения ущерба, можно подать иск на виновника аварии.

При доказывании правомерности своих действий нужно учесть особенности ПДД. При возникновении опасной ситуации на дороге нужно незамедлительно остановиться. Такую норму может использовать страховая компания, отказывая в выплате по ОСАГО при изменении траектории пострадавшей машины. Однако другие пункты ПДД прямо указывают, что водитель должен учитывать все обстоятельства аварийной ситуации, чтобы избежать столкновения и причинения ущерба.

Что делать, если вымогают деньги за бесконтактное ДТП

Нередко можно столкнуться с предъявлением требования о возмещении ущерба якобы причиненного бесконтактным ДТП. Такой вариант мошенничества может привести к предъявлению иска или прямому вымогательству денег, особенно если вы действительно допустили опасный маневр.

Что делать, если у вас вымогают деньги за бесконтактное ДТП? Точный алгоритм действий будет зависеть от ситуации, однако может выделить ряд рекомендаций по отстаиванию прав:

  • если вы остались на месте аварии, сразу вызывайте инспектора ДПС (даже если вас признают виновным в нарушении ПДД, страховая компания выплатит возмещение пострадавшему);
  • не соглашайтесь на передачу денег при вымогательстве, так как это не гарантирует отсутствия проблем при обращении пострадавших в ГИБДД и страховую компанию;
  • соберите доказательства, подтверждающие ваше поведение на дороге, а также пострадавших лиц (по записям камер и показаниям свидетелей можно полностью устранить все сомнения в невиновности).

Даже если требования пострадавших подтверждаются доказательствами, законным вариантом возмещения ущерба является обращение к страховщику или в суд. Оптимальным вариантом будет являться обращение к юристу, который возьмет на себя вашу защиту.

При бесконтактном ДТП не происходит столкновение автомобилей. Ущерб причиняется ввиду опасных маневров, создания помех движению, нарушения правил перевозки грузов. При бесконтактном ДТП можно получить страховку ОСАГО или КАСКО, если будет установлен виновник аварии. Оформление документов в таком случае происходит только с участием сотрудника ГИБДД, а заполнение Европротокола не допускается.

Если у вас возникли проблемы при возмещении ущерба или доказывании своей невинности в аварии, воспользуйтесь услугами наших юристов. Получить разъяснение закона и консультацию вы можете по телефону либо через онлайн-форму обратной связи.

Бесконтактное ДТП

Бесконтактное ДТП – название вида аварий, при котором действия водителя провоцируют ДТП, но непосредственно его автомобиль участия в столкновении не принимает. Данный термин не имеет официального закрепления, ни один нормативно-правовой акт не пользуется подобной терминологией. Однако в проектах, находящихся на рассмотрении в ГД содержатся некоторые схожие понятия.

Вопрос бесконтактного ДТП является очень сложным именно с правовой точки зрения. С одной стороны действия водителя стали прямой причиной столкновения автомобилей, а с другой – он в самой аварии участия не принимал. В связи с этим возникают сложности на практике по применению норм в подобных ситуациях.

Бесконтактное ДТП. Что это?

Никакого юридически закрепленного определения не существует, поэтому можно говорить только из того, что понимается на практике. Иногда вместо этого понятия используется «опасное вождение», что означает такие действия водителя на дороге, в результате которых было спровоцировано ДТП. Однако между ними существует разграничение, поскольку опасное вождение далеко не всегда приводит к столкновению между автомобилями.

Таким образом, бесконтактное ДТП – это авария, произошедшая из-за действий другого водителя, который в непосредственном столкновении участия не принимал. Спровоцировать аварию можно различными способами: создание помехи, нарушение правил, неосторожность и любые другие действия. Главное, чтобы при этом автомобиль виновника не получил повреждений.

Один из самых распространённых примеров, когда водитель не обозначает свои действия на дороге. Например, из-за не включённого сигнала поворота остальным водителям пришлось прибегнуть к резкому торможению, что привело к аварии. Водитель, не обозначивший свой манёвр при этом продолжает движение.

Читайте так же:  Особенности госпошлины за регистрацию брака

Существуют многочисленные споры может ли признаваться падение груза, либо столкновение со стоящим автомобилем в качестве бесконтактного ДТП. Если исходить из правил дорожного движения, то ДТП всегда происходит в ходе движения. Однако судебная практика и прямое урегулирование по данному вопросу практически отсутствует, поэтому дать однозначный ответ невозможно. Здесь придется исходить из конкретной ситуации и обстоятельств произошедшего.

Ключевые особенности такого ДТП

Бесконтактное ДТП влечет последствия аналогичные обычному дорожному происшествию, однако оно обладает следующими особенностями:
  • наличие стороны нарушителя из-за которой произошло столкновение. При этом нарушитель не получает прямого ущерба от ДТП;
  • в связи с отсутствием осознания вины у нарушителя, такие ДТП очень часто покидаются. Наказать за оставление места ДТП будет также сложно, поскольку доказать наличие вины практически невозможно;
  • специальных норм для таких ДТП не предусмотрено, поэтому применяются общие положения, что значительно затрудняет их толкование;
  • данное ДТП является страховым случаем, но доказать все факты произошедшего будет сложно.

Вышеперечисленные особенности являются основными, однако не единственными. В связи с отсутствием полноценного нормативного регулирования на сегодняшний день сложно установить все особенности бесконтактного происшествия.

Оформление ДТП

Независимо от обстоятельств и причин аварии, любое ДТП должно быть оформлено в установленном законом порядке. Данное требование является обязательным для получения страховой выплаты в дальнейшем.

Сегодня существует 2 основных варианта для оформления ДТП: самостоятельно или с сотрудниками ГИБДД. Второй способ наиболее распространен, он дает определенную гарантию, но при этом придется потратить большое количество времени в день аварии, а также в дальнейшем на остальные процедуры оформления.

ВАЖНО . Самостоятельное оформление ДТП без инспекторов ГИБДД появилось давно, однако большой популярностью не пользовалось. В последние годы законодатель вносил существенные изменения, которые еще более упростили процедуру и сделали ее доступной для большого количества водителей.

Теперь, чтобы оформить ДТП самостоятельно, достаточно выполнения следующих условий:
  • в результате происшествия не был причинен вред здоровью людей, а равно нет погибших;
  • в результате аварии ущерб был причинен только 2 транспортным средствам;
  • размер причиненного ущерба не превышает 100 тысяч рублей;
  • участники аварии смогли решить вопрос самостоятельно, не имеют противоречий и определили виновного.

Самостоятельное оформление ДТП происходит по европротоколу. Этот документ полностью признает страховыми организациями и по нему можно получить выплату.

Особенности оформления при бесконтактном ДТП

Законом данный вопрос никак не регулируется, поэтому необходимо основываться на общих положениях, а также сложившейся практике. Куда обращаться для оформления, произошедшего ДТП? В большинстве случаев в такой аварии водители вряд ли смогут достичь соглашения и решить вопрос самостоятельно, поэтому придется вызывать сотрудников ГИБДД.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

После приезда инспектора на место он начнет устанавливать обстоятельства произошедшего, попробует привлечь как можно больше очевидцев. В таких случаях установить виновность водителя на месте может быть очень сложно, поэтому вполне возможно понадобится экспертиза в дальнейшем.

Чаще всего задача инспектора в таком случае проверить факты совершения правонарушений, составить протокол, собрать доказательства. Из-за сложности обстоятельств вероятно судебное разбирательство. При наличии достаточных оснований водитель может быть признан виновным в ДТП, на основании чего остальные участники смогут сразу требовать выплат по ОСАГО.

ВНИМАНИЕ . Европротокол также может быть составлен, если виновный водитель добровольно согласится на это. Водители самостоятельно заполняют бланк, при этом инспекторы ГИБДД не вызываются на место. Такой способ наиболее удобен при небольших авариях, когда причиненный вред относительно незначительный.

Для оформления ДТП таким способом необходимо выполнить следующие этапы:
  • подготовить достаточное количество доказательств в виде фотографий, либо видеозаписи. В дальнейшем это будет основным условием для предоставления страховой выплаты. Не стоит игнорировать данный пункт. Чем больше фотографий с места аварии, тем лучше для самого водителя. Также необходимо составить примерную схему произошедшего ДТП;
  • после окончания фотографирования, стороны могут передвинуть свои автомобили в другое место, чтобы не мешать иным участникам движения. Необходимо при этом соблюдать правила дорожного движения и осторожность, чтобы не спровоцировать новой аварии;
  • в конце заполняется специальный бланк, куда вносится вся необходимая информация. К бланку прикрепляют иные доказательства и материалы. Обе стороны должны подписать составленный протокол.

Составленный документ может быть использован для получения страховой компенсаций в дальнейшем. Стоит отметить, что оформление евпропротокола может происходить только на специальном бланке, произвольная форма не допускается. С 2018 года были введены новые формы, в связи с чем старые утратили свою силу.

Определение и классификация ДТП в правилах дорожного движения

Дорожно-транспортное происшествие представляет собой не только разной сложности столкновение транспортных средств.

Под подобным требованием понимается огромное количество иных, не менее опасных ситуаций.

Каждый водитель должен знать, что такое ДТП определение в ПДД, ознакомиться с перечнем распространенных инцидентов, которые можно отнести к аварийным ситуациям. Это поможет правильно реагировать их.

[3]

Понятия и определение

Изучая определение ДТП в правилах дорожного движения, можно отметить, что аббревиатура ДТП характеризуется, как дорожно-транспортное происшествие.

Из данного термина всегда следует определенная аварийная ситуация, которая имеет отношение к одному, двум или более транспортным средствам.

Недостаточно знать, все про ДТП что это такое расшифровка. Стоит ознакомиться с критериями их классификации.

Несмотря на подобное понятие, нет возможности понять, какая именно ситуация может быть расценена, как дорожно транспортное происшествие. Определение стоит изучить более подробно.

Важно знать не только, что означает данное понятие, но также что под ним подразумевается. В современном Федеральном законодательстве, а также в правилах учета дорожных авариях дается некоторое определенное ДТП.

По сути, это некоторое событие, которое случилось в процессе передвижения транспортного средства и повлекло за собой вред здоровью или жизни людей, а также принявших участие в аварии автомобилей, грузов и разных недвижимых объектов.

ДТП – это особое нарушение ПДД или несоблюдение общепринятых принципов эксплуатации средства передвижения, что повлекло определенный ущерб.

В качестве административного нарушения в 2019 году рассматривается урон легкой, а также средней тяжести. В более тяжелых случаях и ситуациях аварийная ситуация будет проходить уже по уголовному содержанию.

Видео: Что такое ДТП?

Что относится к ДТП?

К ДТП относятся разные обязательства, связанные с дорожными происшествиями. Довольно часто они характеризуются, как длительные, трудоемкие и запутанные.
Читайте так же:  Уголовная ответственность за надругательство над флагом

Причина в том, что далеко не всегда получается выполнить все с первого раза, оценить, может быть отнесена или нет определенная ситуация к категории ДТП.

При выяснении вопроса, какое из событий может быть отнесено к ДТП, потребуется принимать во внимание основное определение понятия. После этого становится ясно, что нельзя отнести к дорожным авариям.

В первую очередь это такие ситуации, где автомобиль не принимал непосредственного участия. Также к ДТП не могут быть отнесены ситуации, при которых автомобили находились в статичном состоянии, а также если не был причинен ущерб автомобилю или иным участникам движения.

Необходимо понимать, что является ДТП, что нет. Это поможет в определенной ситуации защитить свои права.

Категории участников ДТП

Дать определение участникам ДТП относительно несложно. Сделать это можно и самостоятельно. Прежде всего, это лица, которые в той или иной степени были задействованы в аварийной ситуации. Это лица, которые напрямую относятся к категории виновников ДТП или потерпевших.

Согласно ПДД, среди основных категорий участников ДТП можно выделить следующие:

  1. Водитель. Это может быть не только человек, который управляет автомобилем, но погонщик скота, ведущий стадо по дороге, инструктор по вождению, находящийся рядом с человеком, который учится управлять транспортным средством.
  2. Пассажир. К данной категории участников дорожного движения относится не только лицо, находящееся в автомобиле одновременно с водителем, но также человек, который выходит или заходит из транспортного средства. Чтобы было более понятно, можно привести пример. К категории принимающего участие в ДТП пассажира может выступать человек, вышедший из автобуса и пострадавший по той причине, что водитель раньше времени закрыл дверь или тронулся с места.
  3. Пешеход. Это такой участник движения, который не только передвигается по трассе или по рядом расположенной зоне. К категории пешеходов могут быть отнесены люди, ведущие рядом с собой велосипед или мотоцикл и те, кто едет на самокате, на коньках или на ином аналогичном устройстве. К пешеходам также можно отнести лица, которые ведут инвалидную и детскую коляску.

ДТП может возникнуть, как с одним участником, когда водитель столкнулся в неодушевленным препятствием, а также с несколькими, вплоть до десятка или даже сотни. Это есть ответ на вопрос, что такое обоюдка.

Основные причины ДТП

Стоит обратить внимание, что для возникновения ДТП существуют определенные причины. Среди них можно отметить все возможные факторы риска, имеющие отношение к действиям участника движения или к воздействиям внешней среды.

Практически анализ основной массы ДТП показал, что очень часто аварийные ситуации происходят по причине некорректных действий водителей. ДТП разной сложности возникают при нарушении водителем ПДД.

Что касается основания для нарушения ПДД, то здесь может быть несколько факторов:
  • усталость и физическое недомогание водителя;
  • факторы, которые снимают акцент внимания водителя с трассы – телефон, например;
  • неблагоприятные условия погоды;
  • некачественное дорожное покрытие;
  • алкогольное опьянение.

Причин, которые могут повлечь за собой нарушение ПДД, существует достаточно много, но среди самыми распространенными считается употребление участниками движения наркотиков и алкоголя.

Основные виды ДТП

Согласно установленных в настоящее время правил дорожного движения, выделяется несколько основных категорий и признаки ДТП. Вот как выглядит классификация ДТП:

  1. Столкновение. Сюда можно отнести разной интенсивности столкновение двух и более автомобилей.
  2. Опрокидывание. Это опрокидывание средства передвижения, произошедшее по разным причинам.
  3. Наезд. Это может быть совершение наезда, на автомобиль, находящийся в статичном положении – на обочине дороги или в жилом дворе.
  4. Падение пассажира при движении автомобиля. Сюда можно отнести падение из салона на дорогу или на пешеходный переход, а также падение пассажира внутри салона по причине резкого торможения или снижения скорости.
  5. Наезд на любой недвижимое препятствие – мостовая опора, дорожный знак, дерево, ограждение, столб или определенный объект недвижимости.
  6. Совершение наезда на пешехода – аварийные ситуации, где человек страдает, как от самого средства передвижения, так и от перевозимого груза. Это может быть выпавший из транспортного средства кирпич, ящик или доска.
  7. Разные формы наездов – на животное, на гужевой транспорт, на велосипедиста.

Существуют также иные варианты и виды ДТП. Это разнообразные группы дорожных аварий, которые не подпадают ни под какую категорию из перечисленных выше.

Это могут быть разнообразные формы наезда на колесо, которое отпало от иного средства передвижения или иной предмет.

Существует иная форма классификации дорожных происшествий. Изучив данную информацию, можно понять, что такое учетное ДТП, например.

Среди подобных категорий аварийных ситуаций можно отметить:

  1. Бесконтактное ДТП. Это особая ситуация, при которой водитель стал виновником происшествия, но сам при этом ни с кем не столкнулся. Самой распространенной является ситуации, когда водитель выезжает на встречную полосу, возвращается, а иные автомобили резко изменили траекторию движения и столкнулись.
  2. Учетное ДТП. Чтобы понять данную категорию аварийных ситуаций, потребуется обратиться к условиям учета происшествий, а также вспомнить, что в особой статистической отчетности в обязательном порядке обозначаются ДТП, где участники получили травмы разной степени тяжести, или ДТП привело к смерти людей. Только такие ситуации могут быть отнесены к категории учетных. Если люди не пострадали в аварии, она не будет подлежать учету.
  3. Скрытое ДТП. Здесь все понятно уже из самого названия. Это такие аварийные ситуации, при которых виновный ДТП скрывается с места без каких-либо причин, но исключительно с целью сокрытия своей причастности к сложившейся ситуации.

На основании всего сказанного выше можно сделать вывод, что законом установлена детальная профессиональная классификация аварийных ситуаций. Соответственно и виды производимого анализа также могут быть разными.

В процессе производимого анализа применяется обычно ситуационная, статистическая, корреляционная, а также вероятностная методики. Практически во всех случаях задействуется дорожно-техническая и юридическая экспертизы.

В обязательном порядке принимаются во внимание современные технологические, социокультурные моменты, а также удельные и абсолютные индивидуальные показатели.

Грамотно проведенный анализ ДТП позволяет понять каждую отдельную ситуацию, а также основные причины ее возникновения.

Полученные в результате информационные данные используются для выработки правильных превентивных мер, которые в последствии могут быть направлены на снижение количества происшествий на трассах в каждом отдельном населенном пункте и во всей стране в целом.

Читайте так же:  Четыре опасности временной прописки для владельца квартиры

Заключение

Результат аварийного происшествия будет напрямую зависеть от грамотного поведения всех участников ДТП.

Это прямо касается пострадавшей стороны, так как именно ей приходится принимать прямое участие в процессе защиты своих прямых гражданских прав.

При появлении аварийной ситуации нужно предпринять определенные действия. В первую очередь требуется проанализировать общее состояние пострадавших, а также автомобилей.

В обязательном порядке вызывается сотрудник ГИБДД и берется под контроль процесс возмещения морального и материального ущерба.

Знать об основных видах ДТП должен каждый водитель, только в этом случае у него может появиться шанс на полное восстановление прав и возмещение ущерба.

Бесконтактное ДТП и его оформление

Содержание статьи

В связи с тем, что в настоящее время автомобилей на дорогах нашей страны становится с каждым днём всё больше и больше, и практически каждый гражданин в состоянии позволить себе его купить, соответственно и ДТП становится прямо пропорционально больше и список их разновидностей постоянно увеличивается.

В данной статье мы рассмотрим ситуацию с бесконтактным ДТП. Чтобы нам было намного проще понимать, о чём же собственного говоря пойдёт речь, необходимо понять, что же такое это бесконтактное ДТП.

Бесконтактное дорожно-транспортное происшествие – это происшествие, произошедшее в связи с нарушением правил ПДД одним участником дорожного движения, из-за нарушения которого другой участник причиняет вред третьему лицу, но физического контакта между участниками не было.

Звучит довольно сложновато, поэтому для разъяснения прибегнем к помощи наглядного примера бесконтактного ДТП в форме школьной задачки.

Итак, условия задачи:

  • Водитель № 1;
  • Водитель № 2;
  • Постороннее, ни в чем неповинное лицо.

Водитель № 1 движется по крайней правой полосе и на регулируемом перекрестке осуществляет поворот налево без предварительного перестроения в крайний левый ряд проезжей части. Водитель № 2, двигался по крайней левой полосе и своевременно увидев, что Водитель № 1 осуществляющий поворот налево создаст препятствие его движению, с целью избегания столкновения резко перестраивается в правый ряд и потеряв управление врезается в ларёк постороннего, ни в чем неповинного лица.

Между Водителем № 1 и Водителем № 2 произошло бесконтактное ДТП, так как фактического соприкосновения автомобилей не было, но Водитель № 1 противоправно создал помеху движения Водителю № 2, который в свою очередь причинил вред постороннему, ни в чем неповинному лицу.

Оформление бесконтактного ДТП

Теперь, когда нам стало предельно ясно, что же из себя представляет данная разновидность ДТП, было бы неплохо ещё и разобраться как всё это безобразие оформить надлежащим образом с учетом требования действующих законов.

Рассмотрим пошаговый план действий:

  1. После наступления ДТП необходимо предпринять все меры для остановки транспортного средства, после которой включить «аварийку» и выставить на дороге соответствующий аварийный знак;
  2. Вызвать сотрудников ГИБДД, сфотографировать место ДТП, записать данные свидетелей, убрать транспортное средство с проезжей части;

Важно! Указанные действия необходимо совершить независимо от того, скрылся ли виновник с места ДТП или нет. Ни в коем случае нельзя отправляться в погоню за виновником, так как оставление места ДТП приведет к лишению права управления ТС как виновника, так и пострадавшего.

  • Обратить внимание на действия сотрудников ГИБДД, которые при отсутствии фото-, видео-, свидетельских показаний могут вынести постановление о привлечении к административной ответственности в отношении невиновного участника. В данном случае необходимо написать в постановлении, что Вы с ним не согласны.
  • Как мы видим, оформление данной категории ДТП практически ничем не отличается от самого обыкновенного, среднестатистического ДТП. Главное отличие бесконтактного ДТП от обычного – это получение страховки по ОСАГО.

    Получение выплат по ОСАГО при бесконтактном ДТП

    В данном разделе начинается самое интересное, а именно, если брать за основу приведенный выше пример, то страховая компания как Водителя № 1 так и № 2 не будет осуществлять выплат в рамках ОСАГО по следующим основаниям:

      Причинителем вреда является исключительно Водитель № 2 врезавшийся в ларёк.

    Важно! Даже несмотря на то, что Водитель № 2 действовал правомерно, и его целью было устранение личной угрозы жизни и здоровью, всё равно по факту он является причинителем вреда.

  • Первоначальная обязанность по возмещению вреда хозяину ларька лежит на Водителе № 2.
  • Важно! Единственным законным способом заставить Водителя № 1 оплатить ущерб хозяину ларька – это обратиться в суд и в процессе доказать как документально, так и с помощью свидетельских показаний, что действия водителя совершались в состоянии крайней необходимости и никаких других вариантов развития ситуации не быть не могло. При хорошей доказательственной базе суд освободит причинителя вреда от ответственности или возложит обязанность по возмещению ущерба на Водителя № 1.

    Подводя итог всему вышеописанному, могу посоветовать только одно – при возникновении аварийной ситуации не надо бояться столкновения с автомобилем виновника (если конечно речь идет о небольших скоростях движения), так как возместить ущерб гораздо реальнее при повреждении только ТС участников ДТП. Если при движении приходится уходить от столкновения с целью сохранения жизни и здоровья, то будьте готовы к тому, что придется очень долго и упорно доказывать в суде, что других вариантов развития событий у Вас просто не было.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует.

    Источники


    1. Котенев А. А., Лекарев С. В. Современный энциклопедический словарь по безопасности. Секьюрити; Ягуар — М., 2013. — 504 c.

    2. Асланов, Р.М. и др. Уголовное право. Особенная часть; СПб: Санкт-Петербургский Университет, 2011. — 236 c.

    3. Общее образование. Школа, гимназия, лицей. Юридический справочник директора, учителя, учащегося. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 592 c.
    Бесконтактное дтп
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here